Известия Саратовского университета. Новая серия.

Серия: Cоциология. Политология

ISSN 1818-9601 (Print)
ISSN 2541-8998 (Online)


Для цитирования:

Калинникова М. В., Толок Е. С. О роли гуманитарного образования в формировании гражданских ценностей студенческой молодежи // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Социология. Политология. 2024. Т. 24, вып. 4. С. 375-381. DOI: 10.18500/1818-9601-2024-24-4-375-381, EDN: CLJBVM

Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 0)
Язык публикации: 
русский
Тип статьи: 
Научная статья
УДК: 
316.014
EDN: 
CLJBVM

О роли гуманитарного образования в формировании гражданских ценностей студенческой молодежи

Авторы: 
Калинникова Марина Викторовна, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского
Толок Екатерина Сергеевна, Балаковский инженерно-технологический институт – филиал Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ»
Аннотация: 

В статье проанализирована роль гуманитарного образования в вопросах формирования у студенческой молодежи гражданских ценностей. Уделено внимание теоретическим подходам к пониманию гражданских ценностей как сложной, многоплановой, многоуровневой динамичной структуре. Рассмотрены базовые гражданские ценности, составляющие ядро современной российской гражданственности. Подчеркнуто, что специфика гражданских ценностей заключается в том, что они являются действенным инструментом в системе отношений «гражданин – государство» только тогда, когда интериоризированы личностью и становятся частью ее гражданского сознания и самосознания. Наметившаяся негативная тенденция к снижению роли гражданских ценностей в жизненном пространстве личности настоятельно требует увеличения предметов социально-гуманитарного цикла в формировании профессиональных программ. На примере Балаковского инженерно-технологического института – филиала НИЯУ МИФИ показана возможность посредством использования социально-гуманитарных дисциплин повысить уровень гражданской компетентности студенческой молодежи, сформировать мировоззренческие основания гражданского сознания для личностной самореализации молодых людей как активных участников преобразований современного российского общества.

Список источников: 
  1. Бектанова А. К. Гражданские ценности как предмет философского анализа // Вестник КыргызскоРоссийского Славянского университета. 2018. Т. 18, № 5. С. 41–44. EDN: QMVXNL
  2. Михайлова О. Н., Толок Е. С. Гуманитарная подготовка в контексте совершенствования политикоправовой активности современной студенческой молодежи // Современные технологии и автоматизация в технике, управлении и образовании : сб. трудов III Междунар. науч.-практ. конф. Балаково : БИТИ НИЯУ МИФИ, 2021. С. 226–232. EDN: QEYSCE
  3. Баталов Э. Я. Человек, мир, политика. М. : Научно образовательный форум по международным отношениям, 2008. 330 с.
  4. Гревцева Г. Я., Циулина М. В. Воспитание гражданина и патриота: теория и практика. Челябинск : Цицеро, 2014. 300 с. EDN: SJOODL
  5. Самыкина Ю. С., Арефьева Е. О. Патриотические ориентиры и ценности современной молодежи // Актуальные проблемы гуманитарных и социально-экономических наук. 2020. № 1 (72). С. 161–164. EDN: BUZPDT
  6. Ситникова С. В. Ценности современного российского общества как основа процесса социализации молодежи (опыт лонгитюдного исследования) / под ред. Н. В. Шахматовой. Саратов : Изд-во Саратовского ун-та, 2011. 272 с.
  7. Яковлев В. С. Гражданские ценности и установки российской молодежи в новых социальнотерриториальных условиях // Гуманитарий Юга России. 2023. Т. 12, № 6. С. 95–105. https://doi.org/10.18522/2227-8656.2023.6.7, EDN: EAZEZR
  8. Рожкова Л. В. Гражданские ценности современной студенческой молодежи в условиях социокультурной модернизации России // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Социология. Политология. 2012. Т. 12, вып. 4. С. 3–39.
  9. Измайлова К. А. Гражданские ценности современного студенчества Юга России // Общество: социология, психология, педагогика. 2016. № 1. С. 30–32.
  10. Пец О. Н. Формирование активной гражданской позиции как основной аспект воспитательной деятельности педагога // The Scientifi c Heritage. 2021. Vol. 4, № 66. С. 40–44. https://doi.org/10.24412/9215- 0365-2021-66-4-40-44
  11. Ореховская Н. А., Деникин А. В. Гуманитаризация образования и гуманитарная культура – основополагающий фактор национальной безопасности России // Общество: философия, история, культура. 2023. № 8. С. 30–35. https://doi.org/10.24158/ fi k.2023.8.3
  12. Толок Е. С. Гуманитарное образование как условие формирования позитивной социальной активности студенческой молодежи // Регион глазами студентов : межвуз. сб. науч. работ. Вып. 23. Саратов : Саратовский источник, 2023. С. 144–146. EDN: NYGYYP
Поступила в редакцию: 
20.05.2024
Принята к публикации: 
09.08.2024
Опубликована онлайн: 
29.11.2024
Краткое содержание:
(загрузок: 0)