Известия Саратовского университета. Новая серия.

Серия: Cоциология. Политология

ISSN 1818-9601 (Print)
ISSN 2541-8998 (Online)


Для цитирования:

Бабаян И. В., Пашинина Е. И., Чжан Ф. Особенности культурной интеграции китайских студентов музыкантов-исполнителей в российскую образовательную среду // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Социология. Политология. 2024. Т. 24, вып. 2. С. 163-171. DOI: 10.18500/1818-9601-2024-24-2-163-171, EDN: UWZNDP

Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 0)
Язык публикации: 
русский
Тип статьи: 
Научная статья
УДК: 
[316.7](316.72)
EDN: 
UWZNDP

Особенности культурной интеграции китайских студентов музыкантов-исполнителей в российскую образовательную среду

Авторы: 
Бабаян И. В., Саратовский государственный технический университет имени Гагарина Ю. А.
Пашинина Е. И., Саратовский государственный технический университет имени Гагарина Ю. А.
Чжан Фаншуо, Университет Шандонг
Аннотация: 

 Статья посвящена рассмотрению социокультурных факторов, оказывающих влияние на процесс интеграции и особенностей формирования профессиональной идентичности китайских студентов музыкантов-исполнителей в системе российского музыкального образования. Становление профессиональной музыкальной системы в Китае отмечается к началу XX века. Это время связано с формированием музыкального исполнительства, которое становится возможным под влиянием европейских музыкальных традиций концертной деятельности. Открытие и функционирование высших музыкальных учреждений в Китае – Шанхайской государственной консерватории (1927 г.) и Центральной консерватории музыки в Пекине (1949 г.) – способствует развитию профессионального музыкального образования. Важным периодом в развитии профессиональной музыки Китая является эмиграция русских музыкантов, творчество которых оказало существенное влияние на музыкальную жизнь в Китае в первой половине XX в. Вместе с тем сегодня наблюдается рост интереса к российскому музыкальному образованию у китайских студентов, который усиливается в условиях укрепления российско-китайского сотрудничества. В статье анализируются эмпирические данные качественного интервью с китайскими студентами Саратовской государственной консерватории имени Л. В. Собинова (N = 20). На основе проанализированных эмпирических данных авторы приходят к выводам о востребованности российского музыкального образования у китайских студентов и придании ими высокой ценностной оценки музыкальных традиций русской национальной музыкально-исполнительской школы, что, несомненно, является привлекательным в выборе страны для учебы. Вместе с тем рассматриваются факторы, влияющие на успешную культурную интеграцию китайских студентов в образовательную среду. 

Список источников: 
  1. Вашкявичус В. Ю., Кондракова Ю. Н., Кузьмина Е. С., Сметанников И. Б. Что ищет китайский студент в России: анализ образовательных потребностей китайских студентов в российских вузах по материалам социологического исследования // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2022. № 65. С. 213–237. https://doi.org/10.17223/1998863Х/65/19
  2. Россия и Китай продолжают укреплять сотрудничество в сфере науки и образования. URL: https:// minobrnauki.gov.ru/press-center/news/mezhdunarodnoe-sotrudnichestvo/53743/?sphrase_id=4320592 (дата обращения: 15.04.2023).
  3. Ван Сяо, Петанова Е. И. Личностные адаптационные ресурсы китайских студентов-первокурсников // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 16. Психология. Педагогика. 2016. Вып. 3. С. 75–85.
  4. Штейнберг И., Шанин Т., Ковалев Е., Левинсон А. Анализ и интерпретация качественных данных // Качественные методы. Полевые социологические исследования / под ред. И. Штейнберга. СПб. : Алетейя, 2009. С. 255–319.
  5. Страус А., Корбин Дж. Основы качественного исследования: обоснованная теория, процедуры и техники / пер. с англ. и послесл. Т. С. Васильевой. М. : Эдиториал УРСС, 2001. 256 с.
  6. Дин И. «Остров фортепиано» – Гуланъюй // Вестник Академии Русского балета им. А. Я. Вагановой. 2019. № 2 (61). С. 141–148.
  7. Ткачук Д. А. В поисках музыкальной идентичности // Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология. 2018. Т. 11, вып. 2. С. 241–248. https://doi.org/10.21638/11701/spbu12.2018.207
  8. Муравьева И. Российские музыканты провели мастер-классы в китайских консерваториях // Российская газета – Федеральный выпуск № 151 (5824). URL: https://rg.ru/2012/07/05/piano-kitay.html (дата обращения: 23.02.2023).
  9. Программа подготовительного курса «Интеграция в образовательную среду музыкального вуза России». URL: https://sarcons.ru/foreign_student/ program/piano/ (дата обращения: 01.03.2023).
  10. Туана Е. Н., Губарева С. А., Краснова И. А., Смелкова И. Ю., Погодин С. Н., Богданова Н. В. Обучение китайских студентов говорению на занятиях  по русскому языку как иностранному в условиях российского вуза // Современные проблемы науки и образования. 2022. № 3. URL: https://scienceeducation.ru/ru/article/view?id=31761 (дата обращения: 18.02.2023).
  11. Чикишев Е. М., Чикишева А. А. Оценка роли учреждения высшего образования в социальной адаптации и интеграции иностранных обучающихся в российскую среду // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал) / Modern Research of Social Problems. 2015. № 8 (52). С. 408–427.
  12. Тань Яньцзе. Этнопсихологические особенности обучения китайских учащихся // Молодой ученый. 2017. № 17 (151). С. 288–291. URL: https://moluch.ru/ archive/151/42833/ (дата обращения: 03.03.2023).
  13. Немыкина И. Н., Козьменко О. П. Культурные традиции и музыкальное образование России на рубеже веков // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 1, ч. 1. URL: https://scienceeducation.ru/ru/article/view?id=18127 (дата обращения: 18.03.2023).
  14. Тен Н. От Пушкина до Путина: образ России в современном Китае (1991–2010). М. : Новое литературное обозрение, 2016. 296 с. (Библиотека журнала «Неприкосновенный запас»).
Поступила в редакцию: 
14.09.2023
Принята к публикации: 
29.11.2023
Опубликована онлайн: 
31.05.2024
Краткое содержание:
(загрузок: 0)