Известия Саратовского университета. Новая серия.

Серия: Cоциология. Политология

ISSN 1818-9601 (Print)
ISSN 2541-8998 (Online)


Для цитирования:

Елютина М. Э., Неруш А. А. Отношение к практикам косплея в игровом сообществе молодых российских геймеров // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Социология. Политология. 2023. Т. 23, вып. 4. С. 379-385. DOI: 10.18500/1818-9601-2023-23-4-379-385, EDN: YDFIZD

Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 0)
Язык публикации: 
русский
Тип статьи: 
Научная статья
УДК: 
316
EDN: 
YDFIZD

Отношение к практикам косплея в игровом сообществе молодых российских геймеров

Авторы: 
Елютина Марина Эдуардовна, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского
Неруш Антон Александрович, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского
Аннотация: 

Видеоигрыявляются одной из популярныхформцифрового досуга среди россиян в целомимолодежи в частности. Увлечению видеоиграми могутсопутствовать не только виртуальные практики, но и участие в offl ine-мероприятиях различного уровня: от региональных «сходок» до международных фестивалей. Косплей выступает одной из форм деятельности геймеров в offl ine-пространстве, исследование которой можетспособствовать канализации активности молодежи во внеигровые проекты. Цель исследования – анализ отношения к практикам косплея среди молодых российских геймеров. Проведено авторское социологическое исследование с использованием качественной методологии, методом глубинного интервью. Выборка составила 30 человек, основными критериями отбора респондентов послужили: возраст (18–30 лет), опыт участия в практике компьютерных игр (не менее 3 лет), наличие или отсутствие опыта участия в косплее, проживание на территории России. Количество респондентов обусловлено насыщением кодировочных категорий (интервью с новыми респондентами не дают исследователям нового понимания для раскрытия темы). Интервью проводились в формате online c использованием голосовых и видео-чатов (TeamSpeak, Mumble, Discord). Представлены результаты глубинного интервью среди молодежного сегмента российской аудитории компьютерных игр. Интервью проходили среди представителей двух сегментов российской аудитории онлайн-игр: геймеры-косплееры и геймеры, которые не замаются косплеем. На основе данных проведенного исследования были проанализированы восприятие косплея среди геймеров и опыт их участия в данной offl ine-практике. Исследование показало, что на сегодняшний день в сообществе молодых российских геймеров существуют различные позиции по отношению к косплею и косплеерам. Одни геймеры отметили позитивное отношение к данной практике, однако их оценки качества косплея варьируются в зависимости от их роли в косплее (косплеер или зритель), другие – указали на отсутствие интереса к косплею или непонимание его смысла. Установлены основные причины отказа от участия в косплее в качестве действующих лиц среди позитивно к нему относящихся геймеров: ресурсозатратность создания образа, неуверенность в своих навыках и творческихспособностях, опасение перед публичностью данной деятельности и возможностью подмены своих целей чужими, искусственно созданными. Полученные данные позволили отметить неоднозначное отношение геймеров к косплею, что важно в контексте перманентного мониторинга современных практик в этой области с целью выделения ценностных ориентиров молодежи.

Список источников: 
  1. Стоп игра?! Проблемы российского онлайн-гейминга // ВЦИОМ. 2022. 20 июля. URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/stop-igraproble... (дата обращения: 10.04.2023).
  2. Тюрморезова Е. В., Шевченко Е. П. История возникновения косплея // Развитие личности средствами искусства : материалы V Междунар. науч.-практ. конф. / под общ. ред. Ю. Ю. Андреевой, И. Э. Рахимбаевой. Саратов : Саратовский источник, 2018. С. 241–247. EDN: YUWDLP
  3. Галанина Е. В., Самойлова Е. О. «Околоигровые феномены» как форма современного мифотворчества // Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. 2020. № 40. С. 5–19. https://doi.org/10.17223/22220836/40/1
  4. Самыгин С. И., Кротов Д. В., Шилина Н. А. Субкультуры и культуры соучастия – сходство и различие // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2017. №. 8–9. С. 120–124.
  5. Алгави Л. О., Харченко А. В. Феномен фанатского творчества: основные направления изучения // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение, журналистика. 2020. Т. 25, № 3. С. 531–541. https://doi.org/10.22363/2312- 9220-2020-25-3-531-541 
  6. Фахретдинова М. Р., Оселедчик Е. Б. История косплея // Культура и время перемен. 2017. № 1 (16). URL: https://s.esrae.ru/timekguki/pdf/2017/1(16)/228. pdf (дата обращения: 10.04.2023).
  7. Рябинина А. М. «Отаку атакуют»: российское косплей-сообщество в публикациях СМИ (по материалам статей 1999–2017 года) // Артикульт. 2018. № 1 (29). С. 109–127. https://doi.org/10.28995/2227- 6165-2017-27-3-109-127
  8. Владимиров И. А. Гик-культура как новый молодежный социокультурный феномен современного российского общества // Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2019. № 3 (39). С. 114–118. https://doi.org/10.26794/2226-7867-2019- 9-3-114-118
  9. Шанин Т. Методология двойной рефлексивности в исследованиях современной российской деревни // Социологический журнал, 1998. № 3–4. С. 101–116.
  10. Девятко И. Ф. Методы социологического исследования. Екатеринбург : Изд-во Уральского ун-та, 1998. 208 с.
  11. Соколов А. В., Соловьева А. В. Мобилизация в общественно-политических кампаниях // Власть. 2013. Т. 21, № 11. С. 55–58.
Поступила в редакцию: 
05.07.2023
Принята к публикации: 
30.08.2023
Опубликована онлайн: 
30.11.2023
Опубликована: 
30.11.2023
Краткое содержание:
(загрузок: 0)