Известия Саратовского университета. Новая серия.

Серия: Cоциология. Политология

ISSN 1818-9601 (Print)
ISSN 2541-8998 (Online)


Для цитирования:

Кузнецов И. И. Парламентское расследование: политико-правовой механизм взаимодействия ветвей государственной власти в России // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Социология. Политология. 2008. Т. 8, вып. 1. С. 111-?.

Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 0)
Язык публикации: 
русский
Тип статьи: 
Научная статья

Парламентское расследование: политико-правовой механизм взаимодействия ветвей государственной власти в России

Авторы: 
Кузнецов Игорь Иванович, Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова
Аннотация: 

Статья посвящена анализу современных механизмов обеспече­ния заложенной в российской Конституции системы сдержек и противовесов. Автор обращается к новому для российской поли­тики институту - парламентскому расследованию. На основании анализа Федерального закона «О парламентском расследовании Федерального Собрания РФ», а также рассмотрения практики некоторых зарубежных стран делаются выводы о тенденциях развития этих механизмов парламентского контроля.

Ключевые слова: 
Список источников: 
  1. В России данную функцию выполняет Счетная палата РФ, которая согласно ст. 103 «г» Конституции РФ фор­мируется Государственной Думой РФ, назначающей председателя Счетной палаты и половину состава ее аудиторов.
  2. В настоящее время все большее значение приобретает парламентское измерение деятельности ООН. В 1996 г. состоялось подписание «Соглашения о сотрудничестве между ООН и Межпарламентским союзом (МПС)». В соответствии с ним Генеральный секретарь ООН ежегодно представляет Генеральной Ассамблее до­клад о различных аспектах сотрудничества между ООН и МПС и в повестку каждой сессии Генеральной Ассамблеи включается пункт, озаглавленный «Сотруд­ничество между ООН и МПС». В указанных докладах освещаются основные направления - ООН и МПС. В частности, в п. 5. доклада А/55/996 в качестве одной из функций по укреплению сотрудничества между ООН и МПС обозначено оказание поддержки парламентам в целях наращивания их возможностей по выполнению на национальном уровне законодательных и контроль­ных функций в отношении вопросов, относящихся к международному сотрудничеству (см.: Саидов А.Х. Национальные парламенты мира: Энцикл. справочник. М., 2005. С. 8-9.
  3. Конституционное (государственное) право зарубежных стран / Под ред. Б.В. Страшуна. М., 2000. С. 534.
  4. Там же.
  5. Жакке Ж.-П. Конституционно право и политические институты. М., 2002. С. 143-144.
  6. См.: Паклин Н. В Европе взятки гладки // Российская газ. 1999. 16 дек.; Розыбакиев Р. Господин Коль под следствием // Деловая неделя. 2000. 20 янв.; Зыгарь М. Е1ГАцикате заправляла Г. Коля // Коммерсантъ. 2001. 8 авг.
  7. Детальное описание процедуры расследования содер­жится в решении Европейского парламента, Совета и Комиссии от 19 апреля 1995 г., принятом в развитие ст. 193 указанного Договора (приложение № 4). (см.: Аналитическая записка к проекту Федерального закона № 217901-4 «О парламентском расследовании». М., 2005).
  8. Введение в право Европейского Союза. Учеб, пособие / Под ред. С.Ю. Кашкина. М., 2005. С. 196.
  9. Закон «О парламентском расследовании Федерального собрания Российской Федерации» вступил в силу 27 декабря 2005 г. (см.: СЗ РФ. М., 2006. № 1. Ст. 7).
  10. Часть 3 ст. 101 Основного закона России гласит: «Совет Федерации и Государственная Дума образуют комите­ты и комиссии, проводят по вопросам своего ведения парламентские слушания».
  11. Сурков К. Парламентские расследования /7 Финансовый контроль. М., 2005. № 8(45).
  12. Парламентское право России / Под общ. ред. О.Н. Бу­дакова. М., 2006. С. 157.

Зрелое А.П., Краснов М.В. О введении института пар­ламентского расследования в РФ // Право и политика. 2003. № 10. С. 39—43.