Для цитирования:
Кузнецов И. И. Правовые позиции конституционного суда РФ в реализации принципа разделения властей // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Социология. Политология. 2010. Т. 10, вып. 4. С. 74-80. DOI: 10.18500/1818-9601-2010-10-4-74-80
Правовые позиции конституционного суда РФ в реализации принципа разделения властей
Статья посвящена анализу основных правовых позиций конституционного суда России и их влиянию на реализацию конституционного принципа разделения властей. Автор обращается к наиболее важным решениям конституционного суда РФ, повлиявшим на распределение полномочий и ответственности органов государственной власти.
1 См.: Нудель М.А. Конституционный контроль в капита-
листических государствах. М., 1968; Туманов В.А. Су-
дебный контроль за конституционностью нормативных
актов // Советское государство и право. 1988. № 3;
Бланкенагель А. Теория и практика конституционного
контроля в ФРГ // Советское государство и право. 1989.
№ 1; Овсепян Ж.И. Правовая защита Конституции.
Судебный конституционный контроль в зарубежных
странах. Ростов н/Д, 1992; Белкин А.А. Конституцион-
ная охрана: три направления российской идеологии и
практики. СПб., 1995; Хабриева Т.Я. Правовая охрана
Конституции. Казань, 1995; и др.
2 Фридмэн Л. Введение в американское право. М., 1993.
С. 152.
3 См.: Согрин В.В. В чем сила политической систе-
мы США // Общественные науки и современность.
1990. № 5. С. 76–83; Судебные системы западных
государств. М., 1991; Егоров С.А. Политическая
система, политическое развитие, право: критика не-
марксистских политологических концепций. М., 1983.
С. 168–172; Мишин А.А., Власихин В.А. Конституция
США: политико-правовой комментарий. М., 1996;
Харрел М.Э., Андерсон Б. Равное правосудие на основе
закона. Верховный Суд в жизни Америки. М., 1995.
4 Эбзеев Б.С. Конституция. Демократия. Конституцион-
ный Суд. М., 1997. С. 121.
5 См.: Катанян К. Сам себе судья. Конституционный Суд
РФ уточнил собственные полномочия // Независимая
газета. 1998. 17 июня. С. 3.
6 Румянцев О.Г. Разрешить кризис обязан Конституци-
онный Суд // Независимая газета. 1998. 23 апр.
7 Сравнительное конституционное право. М., 1996.
С. 165.
8 См.: Шульженко Ю.Л. Конституционный контроль в
России. М., 1995. С. 16.
9 Вопросы политической функции органов судебного
конституционного контроля рассматривают также и
другие. См: Егоров С.А. Политическая роль судов:
судебный конституционный контроль // Судебные си-
стемы западных государств. М., 1991; Эбзеев Б.С. Тол-
кование Конституции Конституционным Судом РФ:
теоретические и практические проблемы // Государство
и право. 1998. № 5. С. 5–14; Хабриева Т.Я. Толкование
Конституции РФ. Теория и практика. М., 1998.
10 См.: Российская газета. 1995. 21 апр.
11 См.: Вестник Конституционного Суда РФ. 1995. № 2–3.
12 Российская газета. 1996. 15 мая.
13 Российская газета. 1995. 17 февр.
14 Право и власть. М., 1990. С. 58.
15 Российская газета. 1996. 24 февр.
16 Лучин В.О. «Указное право» в России. М., 1996. С. 23.
17 О`Доннел Г. Делегативная демократия. [Электронный
ресурс]. URL: http: www.russ.ru/antolog/predely/2–3/
dem.01.htm (Пределы власти. 1994. № 1) (дата обра-
щения: 15.10.2001).
18 См.: Конституция Российской Федерации в решениях
Конституционного Суда России. М.: Ин-т права и пу-
бличной политики, 2005. С. 56–62.
19 См.: Шохин А.Н. Взаимодействие властей в законода-
тельном процессе. М., 1997. С. 81.
20 Постановление Конституционного Суда РФ от 31 июля
1995 г. № 10-П по делу о проверке конституционности
Указа Президента РФ от 30 ноября 1994 г. № 2137 «О
мероприятиях по восстановлению конституционной
законности и правопорядка на территории Чеченской
Республики», Указа Президента Российской Федерации
от 9 ноября 1994 г. № 2166 «О мерах по пресечению
деятельности незаконных вооруженных формирований
на территории Чеченской Республики и в зоне осетино-
ингушского конфликта», Постановления Правительства
Российской Федерации от 9 декабря 1994 г. № 1360 «Об
обеспечении государственной безопасности и террито-
риальной целостности Российской Федерации, закон-
ности прав и свобод граждан, разоружения незаконных
вооруженных формирований на территории Чеченской
Республики и прилегающих к ней регионов Северного
Кавказа», Указа Президента РФ от 2 ноября 1993 г.
№ 1833 «Об основных положениях военной доктрины
Российской Федерации» // Собрание законодательства
Российской Федерации. 1995. № 33. Ст. 3424.
21 См.: Правовые аспекты чеченского кризиса: Материалы
семинара. М., 1995; Мизулина Е.Б. Чеченский кризис и
конституционное правосудие // Свободная мысль. 1995.
№ 9. С. 20–30.
22 См.: Вестник Конституционного Суда РФ. 1995. № 5.
23 См.: Матузов Н.И., Малько А.В. Политико-правовые
режимы: актуальные аспекты // Общественные науки
и современность. 1997. № 1. С. 68–69.
24 Определение понятия «дискреция» (лат. discretio – ре-
шение по своему усмотрению) встречается в некоторых
современных словарях и энциклопедиях. Дискреция
(дискреционные полномочия, дискреционная власть)
определяется как потенциальное (скрытое) полномочие
должностного лица или органа государственной власти,
проявляющееся, как правило, в силу умолчания закона
(подзаконного акта). См.: Современный словарь ино-
странных слов. М.: Русс. яз., 1994. С. 205; Юридическая
энциклопедия. М.: Изд-во М.Ю. Тихомирова, 2000.
С. 24.
25 П. 3 ст. 81 Конституции РФ – типичный «пробел» или
«каучуковая формулировка»: «одно и то же лицо не
может занимать должность Президента РФ более двух
сроков подряд». Это буквально могло означать реаль-
ную возможность для Б.Н. Ельцина, по крайней мере,
быть кандидатом в президенты, участвовать в выборах,
так как по «велению» главы государства можно было
доказать, что точка отсчета – 1996 г., то есть первые
выборы по новой Конституции.
26 См.: Кувалдин В.Б. Уникальный шанс утвердить
власть закона // Независимая газета. 1997. 24 окт.;
Вишневский Б.Л. Борис Ельцин должен уйти в декабре
1999 г.? // Независимая газета. 1998. 28 февр.
27 См.: Ильина С. Отголоски «весеннего противостояния»
властей // Независимая газета. 1998. 14 нояб.
28 См.: Постановление Конституционного Суда РФ от
30 апреля 1996 г. № 11-П «По делу о проверке конституци-
онности пункта 2 Указа Президента Российской Федера-
ции от 3 октября 1994 г. № 1969 “О мерах по укреплению
единой системы исполнительной власти в Российской
Федерации” и пункта 2.3 Положения о главе Админи-
страции края, области, города федерального значения,
автономной области, автономного округа Российской
Федерации, утвержденного названным Указом» // Со-
брание законодательства РФ. 1996. № 19. Ст. 2320.
29 См.: Постановление Конституционного Суда РФ от
04 апреля 2002 г. № 8-П «По делу о проверке консти-
туционности отдельных положений Федерального
закона “Об общих принципах организации законо-
дательных (представительных) и исполнительных
органов государственной власти субъектов Российской
Федерации” в связи с запросами государственного со-
брания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) и совета
Республики государственного Совета–Хасэ Республики
Адыгея» // Собрание законодательства РФ. 2002. № 15.
Ст. 1497.
30 Постановление Конституционного Суда РФ от 21 де-
кабря 2005 г. № 13-П «По делу о проверке конститу-
ционности отдельных положений Федерального закона
“Об общих принципах организации законодательных
(представительных) и исполнительных органов госу-
дарственной власти субъектов Российской Федерации”
в связи с жалобами ряда граждан» // Собрание законо-
дательства РФ. 2006. № 3. Ст. 336.
31 Колосова Н.М. Нужны ли стране правовые катаклизмы?
В условиях политического конфликта необходимо
иметь специальную инстанцию для официального
толкования Конституции // Независимая газета. 1997.
5 нояб.
32 Там же.
33 Там же.
34 См., напр.: Крутоголов М.А. Конституционный Совет
Франции. М., 1993.
35 Пастухова Е., Пушкарская А. Конституционная сим-
фония. Валерий Зорькин нашел музыкальный аналог
вмешательству государства в экономику // Коммер-
сантъ. 2009. № 63(4118). 9 апр.