Известия Саратовского университета. Новая серия.

Серия: Cоциология. Политология

ISSN 1818-9601 (Print)
ISSN 2541-8998 (Online)


Для цитирования:

Кузнецов И. И. Правовые позиции конституционного суда РФ в реализации принципа разделения властей // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Социология. Политология. 2010. Т. 10, вып. 4. С. 74-80. DOI: 10.18500/1818-9601-2010-10-4-74-80

Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 0)
Язык публикации: 
русский
Тип статьи: 
Научная статья

Правовые позиции конституционного суда РФ в реализации принципа разделения властей

Авторы: 
Кузнецов Игорь Иванович, Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова
Аннотация: 

Статья посвящена анализу основных правовых позиций конституционного  суда  России  и  их  влиянию  на  реализацию  конституционного принципа разделения властей. Автор обращается к наиболее важным решениям конституционного суда РФ, повлиявшим на распределение полномочий и ответственности органов государственной власти.

 

Список источников: 

1  См.: Нудель М.А. Конституционный контроль в капита-
листических государствах. М., 1968; Туманов В.А. Су-
дебный контроль за конституционностью нормативных 
актов // Советское государство и право. 1988. № 3; 
Бланкенагель А. Теория и практика конституционного 
контроля в ФРГ // Советское государство и право. 1989. 
№ 1; Овсепян Ж.И. Правовая защита Конституции. 
Судебный конституционный контроль в зарубежных 
странах. Ростов н/Д, 1992; Белкин А.А. Конституцион-
ная охрана: три направления российской идеологии и 
практики. СПб., 1995; Хабриева Т.Я. Правовая охрана 
Конституции. Казань, 1995; и др.
2  Фридмэн Л. Введение в американское право. М., 1993. 
С. 152.
3  См.:  Согрин  В.В.  В  чем  сила политической  систе-
мы США // Общественные науки и современность. 
1990. № 5. С. 76–83; Судебные системы западных 
государств.  М.,  1991;  Егоров  С.А.  Политическая 
система, политическое развитие, право: критика не-
марксистских политологических концепций. М., 1983. 
С. 168–172; Мишин А.А., Власихин В.А. Конституция 
США: политико-правовой комментарий. М., 1996; 
Харрел М.Э., Андерсон Б. Равное правосудие на основе 
закона. Верховный Суд в жизни Америки. М., 1995.
4  Эбзеев Б.С. Конституция. Демократия. Конституцион-
ный Суд. М., 1997. С. 121.
5  См.: Катанян К. Сам себе судья. Конституционный Суд 
РФ уточнил собственные полномочия // Независимая 
газета. 1998. 17 июня. С. 3.
6  Румянцев О.Г. Разрешить кризис обязан Конституци-
онный Суд // Независимая газета. 1998. 23 апр.
7  Сравнительное  конституционное  право.  М.,  1996. 
С. 165.
8  См.: Шульженко Ю.Л. Конституционный контроль в 
России. М., 1995. С. 16.
9  Вопросы политической функции органов судебного 
конституционного контроля рассматривают также и 
другие. См: Егоров С.А. Политическая роль судов: 
судебный конституционный контроль // Судебные си-
стемы западных государств. М., 1991; Эбзеев Б.С. Тол-
кование Конституции Конституционным Судом РФ: 
теоретические и практические проблемы // Государство 
и право. 1998. № 5. С. 5–14; Хабриева Т.Я. Толкование 
Конституции РФ. Теория и практика. М., 1998.
10  См.: Российская газета. 1995. 21 апр. 
11  См.: Вестник Конституционного Суда РФ. 1995. № 2–3.
12  Российская газета. 1996. 15 мая.
13  Российская газета. 1995. 17 февр.
14  Право и власть. М., 1990. С. 58.
15  Российская газета. 1996. 24 февр. 
16  Лучин В.О. «Указное право» в России. М., 1996. С. 23.
17  О`Доннел Г. Делегативная демократия. [Электронный 
ресурс]. URL: http: www.russ.ru/antolog/predely/2–3/
dem.01.htm (Пределы власти. 1994. № 1) (дата обра-
щения: 15.10.2001). 
18  См.: Конституция Российской Федерации в решениях 
Конституционного Суда России. М.: Ин-т права и пу-
бличной политики, 2005. С. 56–62. 
19  См.: Шохин А.Н. Взаимодействие властей в законода-
тельном процессе. М., 1997. С. 81.
20  Постановление Конституционного Суда РФ от 31 июля 
1995 г. № 10-П по делу о проверке конституционности 
Указа Президента РФ от 30 ноября 1994 г. № 2137 «О 
мероприятиях по восстановлению конституционной 
законности и правопорядка на территории Чеченской 
Республики», Указа Президента Российской Федерации 
от 9 ноября 1994 г. № 2166 «О мерах по пресечению 
деятельности незаконных вооруженных формирований 
на территории Чеченской Республики и в зоне осетино-
ингушского конфликта», Постановления Правительства 
Российской Федерации от 9 декабря 1994 г. № 1360 «Об 
обеспечении государственной безопасности и террито-
риальной целостности Российской Федерации, закон-
ности прав и свобод граждан, разоружения незаконных 
вооруженных формирований на территории Чеченской 
Республики и прилегающих к ней регионов Северного 
Кавказа», Указа Президента РФ от 2 ноября 1993 г. 
№ 1833 «Об основных положениях военной доктрины 
Российской Федерации» // Собрание законодательства 
Российской Федерации. 1995. № 33. Ст. 3424. 
21  См.: Правовые аспекты чеченского кризиса: Материалы 
семинара. М., 1995; Мизулина Е.Б. Чеченский кризис и 
конституционное правосудие // Свободная мысль. 1995. 
№ 9. С. 20–30.
22  См.: Вестник Конституционного Суда РФ. 1995. № 5.
23  См.: Матузов Н.И., Малько А.В. Политико-правовые 
режимы: актуальные аспекты // Общественные науки 
и современность. 1997. № 1. С. 68–69.
24  Определение понятия «дискреция» (лат. discretio – ре-
шение по своему усмотрению) встречается в некоторых 
современных словарях и энциклопедиях. Дискреция 

(дискреционные полномочия, дискреционная власть) 
определяется как потенциальное (скрытое) полномочие 
должностного лица или органа государственной власти, 
проявляющееся, как правило, в силу умолчания закона 
(подзаконного акта). См.: Современный словарь ино-
странных слов. М.: Русс. яз., 1994. С. 205; Юридическая 
энциклопедия. М.: Изд-во М.Ю. Тихомирова, 2000. 
С. 24.
25  П. 3 ст. 81 Конституции РФ – типичный «пробел» или 
«каучуковая формулировка»: «одно и то же лицо не 
может занимать должность Президента РФ более двух 
сроков подряд». Это буквально могло означать реаль-
ную возможность для Б.Н. Ельцина, по крайней мере, 
быть кандидатом в президенты, участвовать в выборах, 
так как по «велению» главы государства можно было 
доказать, что точка отсчета – 1996 г., то есть первые 
выборы по новой Конституции. 
26  См.:  Кувалдин  В.Б.  Уникальный  шанс  утвердить 
власть  закона  //  Независимая  газета.  1997.  24  окт.; 
Вишневский Б.Л. Борис Ельцин должен уйти в декабре 
1999 г.? // Независимая газета. 1998. 28 февр. 
27  См.: Ильина С. Отголоски «весеннего противостояния» 
властей // Независимая газета. 1998. 14 нояб.
28  См.: Постановление Конституционного Суда РФ от 
30 апреля 1996 г. № 11-П «По делу о проверке конституци-
онности пункта 2 Указа Президента Российской Федера-
ции от 3 октября 1994 г. № 1969 “О мерах по укреплению 
единой системы исполнительной власти в Российской 
Федерации” и пункта 2.3 Положения о главе Админи-
страции края, области, города федерального значения, 
автономной области, автономного округа Российской 
Федерации, утвержденного названным Указом» // Со-
брание законодательства РФ. 1996. № 19. Ст. 2320. 
29  См.: Постановление Конституционного Суда РФ от 
04 апреля 2002 г. № 8-П «По делу о проверке консти-
туционности отдельных положений Федерального 
закона “Об общих принципах организации законо-
дательных (представительных) и исполнительных 
органов государственной власти субъектов Российской 
Федерации” в связи с запросами государственного со-
брания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) и совета 
Республики государственного Совета–Хасэ Республики 
Адыгея» // Собрание законодательства РФ. 2002. № 15. 
Ст. 1497.
30  Постановление Конституционного Суда РФ от 21 де-
кабря 2005 г. № 13-П «По делу о проверке конститу-
ционности отдельных положений Федерального закона 
“Об общих принципах организации законодательных 
(представительных) и исполнительных органов госу-
дарственной власти субъектов Российской Федерации” 
в связи с жалобами ряда граждан» // Собрание законо-
дательства РФ. 2006. № 3. Ст. 336. 
31  Колосова Н.М. Нужны ли стране правовые катаклизмы? 
В условиях политического конфликта необходимо 
иметь специальную инстанцию для официального 
толкования Конституции // Независимая газета. 1997. 
5 нояб.
32  Там же.
33  Там же.
34  См., напр.: Крутоголов М.А. Конституционный Совет 
Франции. М., 1993.
35  Пастухова Е., Пушкарская А. Конституционная сим-
фония. Валерий Зорькин нашел музыкальный аналог 
вмешательству государства в экономику // Коммер-
сантъ. 2009. № 63(4118). 9 апр.