Известия Саратовского университета. Новая серия.

Серия: Cоциология. Политология

ISSN 1818-9601 (Print)
ISSN 2541-8998 (Online)


Для цитирования:

Чуваткин Д. Н. Презентации внешних угроз и вызовов в "Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года" // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Социология. Политология. 2009. Т. 9, вып. 3. С. 119-?.

Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 0)
Язык публикации: 
русский
Тип статьи: 
Научная статья

Презентации внешних угроз и вызовов в "Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года"

Авторы: 
Чуваткин Д. Н., Вольское высшее военное училище тыла
Аннотация: 

В статье рассматривается механизм представления внешних угроз и вызовов безопасности России в ключевом документе «Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года». Автор анализирует теоретические основы данного документа, его возможное действие на различные целевые аудитории. Представлен также анализ основных критических замечаний в адрес данной стратегии.

Список источников: 

1 Здесь и далее текст документа приводится по изданию:
«Стратегия национальной безопасности Российской
Федерации до 2020 года». Утверждена Указом Пре-
зидента Российской Федерации от 12 мая 2009 г.
№ 537 // http://www.rg.ru/2009/05/19/strategia-dok.html
2 Принятые сокращения: ТНК – транснациональные
корпорации, МНК – мультинациональные компании.
3 См.: «Стратегия национальной безопасности Россий-
ской Федерации до 2020 года».
4 Хелд Д. и др. Глобальные трансформации: Политика,
экономика, культура / Пер. с англ. В.В. Сапова и др. М.,
2004. С.104.
5 Суть этого термина была раскрыта в январе 1991 г. в
декларации НАТО о новой стратегической концепции
Североатлантического блока, в которой, в частности,
указывалось: «В отличие от главной угрозы прошлого
сохраняющийся риск для безопасности союзников
многогранен по природе и имеет многие направления,
что осложняет его прогнозирование и оценку. НАТО
должно быть в состоянии отреагировать на такой
“риск”, чтобы стабильность в Европе и безопасность
членов Союза были сохранены…». Судя по оценке
руководства НАТО, маловероятно, что «риск для
безопасности союзников» будет результатом созна-
тельной агрессии; «скорее всего он станет результатом
неблагоприятных последствий той нестабильности,
которая может возникнуть из-за серьезных экономиче-
ских, социальных, политических трудностей, включая
национальные конфликты и территориальные споры,
с чем уже столкнулись многие страны в Центральной
и Восточной Европе». Цит. по: Вопрос о союзниках и
противниках // http://voenstrategia.ru/249.
6 Стремление США опираться на силовое решение мно-
гих международных проблем и конфликтов все чаще
находит отрицательный отклик не только за пределами
«сверхдержавы № 1», но и в самих США. Так, на-
пример, один из видных американских специалистов
Сейом Браун – профессор Университета Брандейса,
длительное время занимавшего высокие позиции в
таких «фабриках мысли», как Корпорация РЭНД, Ин-
ститут Брукингса и Фонд Карнеги, предостерегает про-
тив чрезмерного упования на военно-силовой ресурс.
См.: Brown S. The Illusion of Control. Force and Foreign
Policy in the 21st Century. Washington, D.C.: Brookings
Institution Press, 2003. 187 p. (Браун С.. Иллюзия кон-
троля. Фактор силы во внешней политике XXI века.
Вашингтон: Изд-во Института Брукингса, 2003. 187 с.).
Рецензия на книгу: Троицкий М. Безответственность
силы и иллюзии власти. Наставление для политиков как
аналитический жанр в США // http://www.intertrends.ru/
three/016.htm
7 Так, например, известный специалист, зав. отделом
международно-политических проблем ИМЭМО РАН
Н.А. Косолапов утверждает: «Война между США
и Россией ныне возможна не только технически, но
и политико-психологически. Две страны исподволь
приближаются к тому рубежу, на котором рискуют
оказаться намного ближе к войне, чем к ней когда-либо
подходили СССР и США». (Косолапов Н.А. Порого-
вый уровень и вероятность конфликта США с Росси-
ей // Международные процессы. 2008. Т. 6, № 3(18).
С. 15–26.
8 Баданин Р., Самигуллина А., Цветкова М. Нацбезо-
пасность в процентах ВВП // http://www.gazeta.ru/
politics/2009/05/13_a_2985774.shtml
9 Так, например, П. Святенков отмечает: «Отчасти ав-
торы стратегии попытались ответить на эти вопросы,
но ответить так, чтобы никого не обидеть. В итоге в
документе отдано должное и отношениям с США, и
отношениям с Шанхайской организацией сотрудни-
чества, с другими международными организациями и
странами. Но, в общем и целом, документ производит
впечатление не руководства к действию, а бюрократи-
ческой конструкции (надо к такому-то числу принять
такую-то бумагу – давайте, примем). Для того чтобы
собственно стратегия национальной безопасности
могла реально измениться, необходим некий план изме-
нения этой стратегии, то есть, необходим прогноз угроз,
с которыми Россия может столкнуться в ближайшем
будущем. Под эти угрозы должна создаваться военная
инфраструктура, инфраструктура военных союзов, и,
соответственно, должен быть разработан план противо-
стояния этим угрозам. Всего этого в “Стратегии нацио-
нальной безопасности…”, на мой взгляд, нет». Цит. по:
Святенков П. Бумага к такому-то числу // www.apn.ru
2009-05-26/; другой известный российский политик, в
прошлом военный – В. Алкснис заявляет: «Подписание
Медведевым “Стратегии национальной безопасности
Российской Федерации до 2020 года” сделано больше

“для галочки”, поскольку продуманной стратегии
национальной безопасности у России как не было по-
следние двадцать лет, так нет и в настоящее время. А
поскольку “без бумажки мы букашки”, то было дано по-
ручение составить такую стратегию. Но документ этот
создавался на базе конъюнктурных установок и вряд
ли отражает реальное положение дел». (Алкснис В. Не
было и нет. // www.apn.ru 2009-05-26/).
10 Бадыкова Н. Стратегия национальной безопасно-
сти России: мнения экспертов («Voice of America
News», США)// Опубликовано на сайте ИноСМИ.Ru
http://www.inosmi.ru/translation/249359.html 26 мая
2009.
11 Там же.
12 Там же.
13 В 1919 г., сразу после окончания Первой мировой вой-
ны, выходит второй труд – «Демократические идеалы
и реальность», где он сформулировал свою максиму
следующим образом: «Кто контролирует Восточную
Европу, тот командует Хартлендом; Кто контролирует
Хартленд, тот командует Мировым островом (то есть
Евразией и Африкой); Кто контролирует Мировой
остров, тот командует миром». В журнале «Полис»
опубликован перевод части одной из его работ – MacKinder
H.J. The Scope and Methods of Geography and the
Geographical Pivot of History. L., 1951. P. 30–44. См.:
Маккиндер Х.Дж. Географическая ось истории // По-
лис. 1995. № 4.
14 Бадыкова Н. Указ. соч.
15 Там же.