Известия Саратовского университета. Новая серия.

Серия: Cоциология. Политология

ISSN 1818-9601 (Print)
ISSN 2541-8998 (Online)


Для цитирования:

Назарова Р. З., Золотарев М. В. Речевые тактики убеждения в современном российском предвыборном дискурсе (на примере президентской кампании 2017–2018 годов) // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Социология. Политология. 2018. Т. 18, вып. 4. С. 394-399. DOI: 10.18500/1818-9601-2018-18-4-394-399

Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 0)
Язык публикации: 
русский
Тип статьи: 
Научная статья
УДК: 
811.111:324

Речевые тактики убеждения в современном российском предвыборном дискурсе (на примере президентской кампании 2017–2018 годов)

Авторы: 
Назарова Раиса Зифировна, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского
Золотарев Михаил Владимирович, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского
Аннотация: 

В современном мире средства массовой информации довольно часто используются с целью оказания влияния на аудиторию, по- этому исследование речевого воздействия нередко обусловлено необходимостью выработки надежного механизма противодействия нежелательной манипуляции. В связи с этим в последние годы активно исследуются вопросы применения разнообразных коммуникативных стратегий и речевых тактик в дискурсах разного рода. Настоящее исследование нацелено на изучение речевых тактик, применяемых российскими политиками в ходе предвыборной агитации на встречах с потенциальными избирателями. В статье приводятся результаты анализа российского предвыборного дискурса на материале встреч кандидатов на пост Президента РФ с избирателями в ходе кампании 2017–2018 гг. В рамках исследования с помощью метода дискурс-анализа описаны основные речевые тактики убеждения, использованные российскими политическими деятелями с целью перетягивания электората. Отмечается, что совокупность речевых тактик зависит от общей стратегии, которую выбирают авторы предвыборного дискурса и которая направлена на завоевание голосов избирателей. Помимо речевых тактик убеждения в ходе исследования удалось выявить и описать некоторые тактики, направленные на сокращение дистанции между автором дискурса и его адресатами. Данные результаты расширяют представления о средствах воздействия, применяемых в современном российском политическом дискурсе, а также могут быть использованы в ходе преподавания различных университетских курсов, например теории коммуникации, политологии.

Список источников: 

1. См.: Ехлакова Н. Ф. Персуазивные синтаксические средства актуализации оппозиции «свой/чужой» в предвыборном президентском политическом дискурсе Б. Обамы (на примере избирательных кампаний 2008 и 2012 гг.) // Наука о человеке : гуманитарные исследования. 2017. № 3 (29). С. 83–89.

2. См.: Биньковская И. В. Стилистика предвыборных медиатекстов : региональный контекст // Учен. зап. НовГУ. 2016. № 1 (5). С. 1–3.

3. См.: Гаврикова О. Е. Языковые способы манипулирования в предвыборном дискурсе // Актуальные проблемы социально-гуманитарных наук : сб. науч. тр. по материалам Междунар. науч. практ. конф. (Белгород, 30 ноября 2017 г.) : в 6 ч. / под общ. ред. Е. П. Ткачевой. Белгород, 2017. Ч. 1. С. 15–20.

4. См.: Мельничук Т. А. Коммуникативные стратегии в твиттер-аккаунтах американских политиков // Меридиан : науч. электрон. журнал. 2017. № 8 (11). С. 27–29.

5. Багана Ж., Бочарова Э. А. Предвыборный политический дискурс как особая сфера коммуникации // Вестн. РУДН. Сер. Лингвистика. 2012. № 1. С. 124.

6. Мельничук Т. А. Указ. соч. С. 27.

7. См.: Кудашкина С. А., Золотарев М. В. Специфика тактик самопрезентации в английском и русском языках // Иностранные языки в контексте межкультурной коммуникации : материалы докладов IX Междунар. конф. (Саратов, 21–22 февраля 2017 г.). Саратов, 2017. С. 66.

8. См.: Иссерс О. С. Коммуникативные стратегии и тактики русской речи. М., 2011. С. 55.

9. См.: Карпоян С. М. Актуальные проблемы теории современного предвыборного дискурса текстов СМИ (на примере выборов США) // Успехи современной науки и образования. 2017. Т. 6, № 4. С. 147–150 ; Гаврикова О. Е. Указ. соч.

10. См.: Григорян А. А., Маник С. А. Американский предвыборный медиадискурс : стратегии и лингвориторические особенности (на материале теледебатов Х. Клинтон и Д. Трампа 2016 года) // Вестн. Костром. гос. ун-та. 2017. Т. 23, № 1. С. 204–208.

11. См.: Zolotarev M. V., Evmenova A. S. Precedent Phenomena as Group Formers // Иностранные языки в контексте межкультурной коммуникации : материалы докладов VI Междунар. интернет-конф. (Саратов, 26–28 февраля 2014 г.). Саратов, 2014. С. 15–19.