Известия Саратовского университета. Новая серия.

Серия: Cоциология. Политология

ISSN 1818-9601 (Print)
ISSN 2541-8998 (Online)


Для цитирования:

Кузнецов И. И., Атаманенко А. А. Репрезентация политических идей в современных западных кинокомиксах // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Социология. Политология. 2024. Т. 24, вып. 3. С. 336-342. DOI: 10.18500/1818-9601-2024-24-3-336-342, EDN: RYYTDV

Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 0)
Язык публикации: 
русский
Тип статьи: 
Научная статья
УДК: 
32.019.5:32.019.51
EDN: 
RYYTDV

Репрезентация политических идей в современных западных кинокомиксах

Авторы: 
Кузнецов Игорь Иванович, Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова
Атаманенко Артемий Андреевич, Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова
Аннотация: 

В статье предложен взгляд на современный западный кинокомикс как элемент массовой политической коммуникации. При помощи методологии изучения политических языков и социальных полей рассмотрены художественные особенности кинокомикса, позволяющие в данном жанре доносить политически нагруженные сообщения. Выявлены основные форматы, в рамках которых кинокомикс становится проводником политических взглядов его авторов и спонсоров. В ходе исследования определены два основных подхода к политизации кинокомикса: при помощи включения непосредственно в сюжет политических метафор и через реализацию «производственного манифеста» в ходе создания и продвижения кинокомикса как творческого продукта. На примере наиболее кассовых картин жанра 2017–2022 гг. выявлены магистральные темы и интенции, затрагивающие вопросы политического в современном западном кинокомиксе. Систематизированы нарративные и выразительные инструменты, используемые для формирования оценок и установок относительно политических идей, процессов и явлений через метафоры и иносказания в репертуаре кинокомиксов.

Список источников: 
  1. Макклауд С. Понимание комикса. М. : Белое яблоко, 2016. 216 с.
  2. DiPaolo M. War, Politics and Superheroes. Ethics and Propaganda in Comics and Film. Jefferson, NC ; London : McFarland & Company, Inc. Publishers, 2011. 342 p.
  3. Цыркун Н. Вселенная супергероев. Американский кинокомикс: история и мифология. М. ; Екатеринбург : Кабинетный ученый, 2020. 320 c.
  4. Скиннер К. Значение и понимание в истории идей // Кембриджская школа. Теория и практика интеллектуальной истории / сост. Т. Атнашев, М. Велижев. М. : Новое литературное обозрение, 2023. С. 53–122.
  5. Макадам Д., Флигстин Н. Теория полей / пер. с англ. Е. Б. Головляницыной ; под науч. ред. В. В. Радаева. М. : Изд. дом Высшей школы экономики, 2022. 464 с. (Социальная теория).
  6. Wandtke T. R. The Meaning of Superhero Comic Books. Jefferson, NC. ; London : McFarland & Company, Inc. Publishers, 2012. 270 p.
  7. Фритц Б. Битва за прокат. Как легендарные франшизы убивают оригинальность в Голливуде. М. : Бомбора, 2021. 336 с.
Поступила в редакцию: 
29.03.2024
Принята к публикации: 
06.05.2024
Опубликована онлайн: 
30.08.2024
Опубликована: 
30.08.2024
Краткое содержание:
(загрузок: 0)