Известия Саратовского университета. Новая серия.

Серия: Cоциология. Политология

ISSN 1818-9601 (Print)
ISSN 2541-8998 (Online)


Для цитирования:

Эбзеева Ю. Н. Рейтинг университета как элемент аттрактивности для потенциальных абитуриентов // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Социология. Политология. 2023. Т. 23, вып. 1. С. 33-38. DOI: 10.18500/1818-9601-2023-23-1-33-38, EDN: GPCDOE

Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 0)
Полный текст в формате PDF(En):
(загрузок: 18)
Язык публикации: 
русский
Тип статьи: 
Научная статья
УДК: 
[323.396+316.66](470+571)
EDN: 
GPCDOE

Рейтинг университета как элемент аттрактивности для потенциальных абитуриентов

Авторы: 
Эбзеева Юлия Николаевна, Российский университет дружбы народов
Аннотация: 

В статье приводятся результаты анализа предпочтений студентов при выборе места получения высшего образования. Исследование проведено на филологическом факультете Российского университета дружбы народов, его методика построена по принципам опроса, реализованного онлайн на портале RAEX Rating Review 14–23 июня 2022, результаты двух анкетирований сравниваются. Ответы фиксируют факторы, маркирующие качество образования, и социальные аспекты, отмеченные абитуриентами при выборе вуза, указывают на актуальное место глобальных и национальных рейтингов среди каналов информации о деятельности университетов, а также другие источники информации о вузах. В выводах, сделанных по результатам анкетирования, определена значимость качества образовательной услуги и описаны такие аспекты, повлиявшие на выбор студентов, как налаженные связи вуза с работодателями, высокий уровень интернационализации, возможность проведения научных исследований и стажировок. Рассмотрены глобальные и национальные рейтинги учреждений высшего образования и их роль в информировании, отношение к рейтингу как инструменту оценки со стороны абитуриентов и их родителей как наиболее значимой группы стейкхолдеров. Сделаны выводы о том, что рейтинг обладает обучающей функцией, является инструментом поиска информации о качестве образовательной услуги для стейкхолдеров и инструментом формирования имиджа для вуза, а также о том, что в настоящее время рейтинг не является в достаточной степени востребованным инструментом. Новой важной задачей университетов и рейтинговых агентств становится обучение работе с рейтингами, развитие каналов коммуникации междустейкхолдерами и вузами, а также мониторинг результатов этой деятельности.

Список источников: 
  1. Стукалова И. Б. Конкурентоспособность российских университетов и академические рейтинги // Современное образование. 2019. № 2. С. 1–7. https://doi.org/10.25136/2409-8736.2019.2.29724
  2. Freeman R. E. Strategic Management: A Stakeholder Approach. 1st ed. Boston : Harpercollins College Div., 1984. 276 р.
  3. Гурков И. Б. Факторы формирования и механизмы реализации стратегических целей российских компаний : Доклад на Секции экономики Отделения общественных наук РАН 13.03.2008 г. М., 2008. 70 с.
  4. Екшикеев Т. К. Стейкхолдеры рынка образовательных услуг // Сибирский торгово-экономический журнал. 2009. № 9. С. 106–109.
  5. Рахманова М. С., Николаева В. И. Методика оценки имиджа предпринимательского вуза на основе теории заинтересованных сторон // π-Economy. 2010. № 4, вып. 102. С. 191–194.
  6. Попова Е. С. Механизм взаимовлияния направлений регионального развития и стратегий вузов // Ars Administrandi (Искусство управления). 2012. № 2. С. 47–54.
  7. Ефимова И. Н., Маковейчук А. В. Анализ влияния рейтингов вузов на мотивацию абитуриентов // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. 2013. Т. 6, вып. 1. С. 27–34.
  8. Патрахин А. И. Стейкхолдер-менеджмент современной образовательной организации // Молодой ученый. 2016. № 22 (126). С. 184–186. URL: https://moluch.ru/archive/126/34951/ (дата обращения: 12.09.2022).
  9. Allen R. M. What Do Students Know about University Rankings? Testing Familiarity and Knowledge of Global and Domestic University League Tables in China // Frontiers of Education in China. 2019. Vol. 14, iss. 1. Р. 59– 89. https://doi.org/10.1007/s11516-019-0003-y
  10. Рейтинги вузов оказались важнее для абитуриентов, чем рекомендации родителей. URL: https://rsr-online.ru/news/2022/7/4/postuplenie-v-vuz-chto-vliyaet-navyb... (дата обращения: 12.09.2022).
  11. Малинский И. Г. Саратовский государственный университет в ракурсе интернационализации (по результатам социологического исследования) // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия : Социология. Политология. 2010. Т. 10, вып. 1. С. 13–17. https://doi.org/10.18500/1818-9601-2010-10-1-13-17
  12. Эбзеева Ю. Н. Рейтинг как инструмент формирования программы стратегического развития вуза // Вестник Государственного гуманитарно-технологического университета. 2022. Т. 1. С. 74–82.
  13. Эбзеева Ю. Н., Гишкаева Л. Н. Перспективы продвижения российских вузов в международном академическом рейтинге ARWU // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия : Социология. 2022. Т. 22, вып. 2. C. 337–351. https://doi.org/10.22363/2313-2272-2022-22-2-337-351
Поступила в редакцию: 
19.10.2022
Принята к публикации: 
21.12.2022
Опубликована онлайн: 
21.12.2022
Опубликована: 
01.03.2023