Известия Саратовского университета. Новая серия.

Серия: Cоциология. Политология

ISSN 1818-9601 (Print)
ISSN 2541-8998 (Online)


Для цитирования:

Чеснокова Л. В. Самопрезентация пользователя в социальных сетях и проблема коллапса контекста // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Социология. Политология. 2024. Т. 24, вып. 2. С. 147-153. DOI: 10.18500/1818-9601-2024-24-2-147-153, EDN: ZSCUBY

Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 0)
Язык публикации: 
русский
Тип статьи: 
Научная статья
УДК: 
316.42
EDN: 
ZSCUBY

Самопрезентация пользователя в социальных сетях и проблема коллапса контекста

Авторы: 
Чеснокова Леся Владимировна, Томский государственный университет
Аннотация: 

В статье рассматриваются социальные проблемы коммуникации в социальных сетях, предоставляющих площадку и инструменты для формирования виртуальной сетевой идентичности. Описываются особенности поведения пользователей социальных сетей и тактика их самопрезентации при конструировании личного сетевого профиля. Утверждается, что в процессе социальной коммуникации люди представляют разные версии себя в зависимости отсвоей аудитории, адаптируя самопрезентациюк предполагаемым ценностям и предпочтениям собеседников. Описываются сложности онлайн-коммуникации, где, в отличие от реального взаимодействия, пользователь не имеет возможности соотносить свое поведение с ситуационным контекстом и осуществлять дифференцированную самопрезентацию. Поднимаются проблемы размывания границ публичного и приватного в социальных сетях и утраты информационной приватности, являющейся необходимым условием свободы и автономии личности. Утверждается, что раскрытие приватной информации является важным компонентом поддержания социальных отношений. Отмечается, что в настоящее время происходит трансформация культурных норм, регулирующих степень открытости-закрытости и публичности-приватности. Вводится понятие коллапса контекста – ситуации, вызванной смешением разнородных аудиторий с различными социальными ценностями, нормами и ожиданиями в одну гомогенную группу. Предлагаются стратегии преодоления негативных последствий данной ситуации: разделение аудитории на несколько сегментов, самоцензура, заставляющая избегать обсуждения спорныхтем, и адаптация языкового стиля пользователя, предполагающая снижение языковой вариативности. Основой работы послужили методы символического интеракционизма и теории ролей Э. Гоффмана, которые он использовал для построения драматической теории социального взаимодействия и самопрезентации в социальном взаимодействии.

Список источников: 
  1. Аудитория социальных сетей и мессенджеров. URL: https://www.levada.ru/2023/04/18/auditoriya-sotsialnyhsetej-i-messendzhe... (дата обращения: 18.04.2023).
  2. Boyd D. Social network sites as networked publics: Affordances, dynamics, and implications // A Networked Self: Identity, Community, and Culture on Social Network Sites / ed. by Z. Papacharissi. New York : Routledge, 2010. P. 39–58.
  3. Карпова М. К., Монина М. А. Социальные сети как особый канал самопрезентации индивида // Наука. Общество. Государство 2018. Т. 6, № 1 (21). С. 158–167. EDN: XYBUHB
  4. Дроздова А. В. Трансформация повседневных практик в цифровой реальности // Вестник Гуманитарного университета. 2022. № 1 (36). С. 56–62. EDN: CMSKZE
  5. Гримов О. А. Самопрезентация личности в социальных сетях // Социология. 2013. № 2. С. 59–66. EDN: RCFOND
  6. Гоффман Э. Ритуал взаимодействия: Очерки поведения лицом к лицу / пер. с англ. Н. Н. Богомоловой. М. : Смысл, 2009, 319 с.
  7. Гоффман Э. Представление себя другим в повседневной жизни / пер. с англ. А. Д. Ковалева. М. : КАНОН-пресс-Ц ; Кучково поле, 2000. 304 с.
  8. Schirmmeister C. Geheimnisse. Über die Ambivalenz von Wissen und Nicht-Wissen. Wiesbaden : DUV, 2004. 156 S.
  9. Marwick A., Boyd D. “I tweet honestly, I tweet passionately”: Twitter users, context collapse, and the imagined audience // New Media & Society. 2010. Vol. 13, iss. 1. P. 114–133. https://doi.org/10.1177/1461444810365313
  10. Davis J., Jurgenson N. Context collapse: Theorizing context collusions and collisions // Information, Communication & Society. 2014. Vol. 17, iss. 4. P. 476–485. https://doi.org/10.1080/1369118X.2014.888458
  11. Чеснокова Л. В. Утрата информационной приватности в социальных сетях и проблема коллапса контекста // Научный результат. Социальные и гуманитарные исследования. 2022. Т. 8, № 2. С. 94– 105. https://doi.org/10.18413/2408-932X-2022-8-2-0-7, EDN: QQRDQZ
  12. Gil-Lopez T., Shen C., Benefi eld G., Palomares N. One Size Fits All: Context Collapse, Self-Presentation Strategies and Language Styles on Facebook // Journal of Computer-Mediated Communication. 2018. Vol. 23, iss. 3. P. 127–145. https://doi.org/10.1093/jcmc/zmy006
  13. Rössler B. Autonomie. Ein Versuch über das gelungene Leben. Berlin : Suhrkamp, 2018. 443 S.
  14. Brandtzaeg P., Lüders M. Time collapse in social media: Extending the context collapse // Social Media + Society. 2018. January-March. Vol. 4. P. 1–10. https://doi.org/10.1177/2056305118763349
  15. Vitak J. The impact of context collapse and privacy on social network site disclosures // Journal of Broadcasting & Electronic Media. 2012. Vol. 56, iss. 4. P. 451–470. https://doi.org/10.1080/08838151.2012.732140
  16. Чеснокова Л. В. Коллапс контекста и размывание публичности и приватности в социальных сетях // Цифровой ученый: лаборатория философа. 2021. Т. 4, № 4. С. 51–68. EDN: PKTKLH
  17. Kini S., Pathak-Shelat M., Jain V. Conceptualizing “fi lter-ing”: Affordances, context collapse, and the social self online // International Journal of Communication. 2022. № 16. P. 1573–1593.
  18. Кронгауз М. А. Публичная интимность // Знамя. 2009. № 12. URL: http://magazines.russ.ru/znamia/ 2009/12/kr10.html (дата обращения: 18.08.2023). 19. Жижек С. 13 опытов о Ленине. М. : Ад Маргинем, 2003. 256 с.
Поступила в редакцию: 
19.08.2023
Принята к публикации: 
29.11.2023
Опубликована онлайн: 
31.05.2024
Краткое содержание:
(загрузок: 0)