Известия Саратовского университета. Новая серия.
ISSN 1818-9601 (Print)
ISSN 2541-8998 (Online)


социальная коммуникация

Самопрезентация пользователя в социальных сетях и проблема коллапса контекста

В статье рассматриваются социальные проблемы коммуникации в социальных сетях, предоставляющих площадку и инструменты для формирования виртуальной сетевой идентичности. Описываются особенности поведения пользователей социальных сетей и тактика их самопрезентации при конструировании личного сетевого профиля. Утверждается, что в процессе социальной коммуникации люди представляют разные версии себя в зависимости отсвоей аудитории, адаптируя самопрезентациюк предполагаемым ценностям и предпочтениям собеседников.

ТРАНСФОРМАЦИЯ ПОДХОДОВ К ИССЛЕДОВАНИЮ ФЕНОМЕНА СОЦИАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ

Изучение социальной коммуникации является актуальной темой в свете глобализации и текущих тенденций развития коммуникационных технологий. В статье представлена специфика социальной коммуникации во временном аспекте, выделены тенденции ее развития, являющиеся общими для всех периодов человеческой истории. Дополнено имеющиеся определение новой виртуальной среды – киберпространства, представляющее собой новый этап эволюции социальной коммуникации.

Структура социальной коммуникации

Рассмотрена структура социальной коммуникации в междисциплинарном ракурсе. Показано, что социальная коммуникация имеет основой социальные, психологические и лингвистические компоненты. Дана характеристика каналов социальной коммуни- кации, коммуникативной компетенции и коммуникативной ситуации и целей. Особое внимание уделено содержанию информации социальной коммуникации. Приведены характеристики языковой компетенции в ракурсе социального контекста. Обоснована связь коммуникативной компетенции и экстралингвистической ситуации в рамках оппозиции «свой – чужой».

Некоторые аспекты эволюции феномена социальной коммуникации

Статья посвящена социологической рефлексии типологии социальной коммуникации. Рассмотрены хронотопы коммуникативных процессов – генетический, психологический и социальный. Представлены типологические характеристики коммуникативных процессов в диахроническом и синхроническом аспектах. Показано, что типология коммуникации отражает эволюцию развития индивида как субъекта социальной коммуникации. Даны характеристики социальной коммуникации как процесса обмена смыслами в социальном пространстве и времени.