Известия Саратовского университета. Новая серия.

Серия: Cоциология. Политология

ISSN 1818-9601 (Print)
ISSN 2541-8998 (Online)


Для цитирования:

Лебедева Л. Г. Социальная ответственность в динамике общественного сознания поколений россиян // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Социология. Политология. 2019. Т. 19, вып. 3. С. 260-265. DOI: 10.18500/1818-9601-2019-19-3-260-265

Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 0)
Язык публикации: 
русский
Тип статьи: 
Научная статья
УДК: 
316.334.3+316.621+316.627+316.75

Социальная ответственность в динамике общественного сознания поколений россиян

Авторы: 
Лебедева Людмила Геннадьевна, Самарский государственный экономический университет
Аннотация: 

Каждое поколение обладает своим определённым общественным (коллективным) сознанием и своими просоциальными формами самоорганизации индивидов и групп, общественных движений и организаций. В жизнедеятельности и самоорганизации общества важную роль играет социальная ответственность. Автор исходит из того, что социальная ответственность означает признание индивидами и группами, общностями необходимости следовать в своей жизнедеятельности, в поведении общепризнанным социально-нравственным ценностям, нормам, требованиям, отражающим коренные потребности и интересы социума. Социальная ответственность как качество личности может формироваться и реализовываться различными способами, в том числе через добровольчество, общественные работы, борьбу за права человека, через гражданскую активность в социально-трудовой и научно-исследовательской, социально-политической и социально-культурной сферах. Проблема социальной ответственности тесно связана с проблемой гражданственности (гражданского сознания) и патриотизма. Социальная ответственность относится к «культурному коду», к основным социальным ценностям современных российских поколений. В то же время в последние десятилетия обозначились заметные расхождения между старшими и младшими поколениями в ценностных ориентациях. В особенности это относится к ценностным ориентациям социально-статусного и экономического характера. Рыночные преобразования оказали существенное «воспитательное» влияние именно на младшее, а также и на среднее поколения. Заметны и расхождения между старшими и младшими поколениями в ценностных ориентациях морального и социально-политического характера, отражающих социальную ответственность. Ценности этого характера отходят на более дальний план у молодых поколений по сравнению со старшим поколением. Однако появляются новые формы и варианты проявления социальной ответственности, связанные с развитием демократических основ российского государства – как правового и социального государства. Различные, в том числе и новые, формы и варианты проявления социальной ответственности в современных условиях заслуживают своего специального глубокого исследования.

Список источников: 

1 Попов Н. П. Российские и американские поколения XX века : откуда пришли миллениалы? // Мониторинг общественного мнения : Экономические и социальные перемены. 2018. № 4. С. 322. DOI: https://doi.org/10.14515/monitoring.2018.4.15
2 Парсонс Т. О структуре социального действия. М. : Академический Проект, 2000. С. 201.
3 Goldberg M. Social conscience. The ability to refl ect on deeply-held opinions about social justice and sustainability // Stibbe A. (ed.). The Handbook of Sustainability Literacy. Skills for a changing World. Dartington, Devon : Green Books, 2009. P. 106. URL: http://arts.brighton.ac.uk/_data/assets/pdf_file/0007/5974/Social-Consci... (дата обращения: 16.09.2018).
4 Polk R. K. Social Responsibility. URL: https://cals.arizona.edu/sfcs/cyfernet/nowg/sc_social.html (дата обращения: 16.11.2017).
5 Pavlidis P. Social consciousness, education and transformative activity // Journal for Critical Education Policy Studies. Oct. 2015. Vol. 13, № 2. P. 2. URL: http://www.jceps.com/wp-content/uploads/2015/10/1-13-2-1.pdf (дата обращения: 16.11.2017).
6 Granados J. The Challenges of Higher Education in the 21st Century. URL: http://www.guninetwork.org/articles/challenges-higher-education-21st-cen... (дата обращения: 15.03.2018).
7 Виттенберг Е. Я. Социальная ответственность гражданского общества : дискуссионные вопросы теории (Часть 1) // Социологическая наука и социальная практика. 2017. Т. 5, № 2. С. 71. DOI: https://doi.org/10.19181/snsp.2017.5.2.5150
8 Дробижева Л. М. Динамика гражданской идентичности и ее ресурс в позитивных интеграционных процессах российского общества // Мониторинг общественного мнения :  Экономические и социальные перемены. 2017. № 4. С. 8–9. DOI: https://doi.org/10.14515/monitoring.2017.4.02
9 Лебедева Л. Г. Социоинституциональные основы преемственности поколений в современном российском обществе // Изв. УрФУ. Сер. 3. Общественные науки. 2017. Т. 12, № 4 (170). С. 64.
10 Фонд социальных исследований : [сайт]. URL: http://socio-fond.com/; https://vk.com/socio_fond (дата обращения: 16.09.2018).
11 Рассадина Т. А. Гражданское общество в современной России : некоторые тенденции, проблемы, факторы формирования // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Социология. Политология. 2016. Т. 16, вып. 2. С. 129. DOI: https://doi.org/10.18500/1818-9601-2016-16-2-129-133
12 Лебедева Л. Г. «Зигзаги» преемственности поколений как фактор проблем в социализации молодежи // Общество и человек. 2015. № 1-2 (11). С. 100, 101.
13 Мареева С. В. Ценностная палитра современного российского общества // Мониторинг общественного мнения : Экономические и социальные перемены. 2015. № 4. С. 52. DOI: https://doi.org/10.14515/monitoring.2015.4.03
14 ВЦИОМ : Пресс-выпуск № 3175 от 15.08.2016. URL: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=115815 (дата обращения: 16.09.2018).
15 Дудин Г. А. Профессионализм, социализация и человеческий капитал // Наука XXI века : актуальные направления развития. 2017. № 1–1. С. 91.