Образец для цитирования:

Уфимцева Е. И. Современные объяснительные модели религиозной конверсии: ограничения и эвристические возможности // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Социология. Политология. 2020. Т. 20, вып. 4. С. 426-437. DOI: https://doi.org/10.18500/1818-9601-2020-20-4-426-437


УДК: 
316.74:2
Язык публикации: 
русский

Современные объяснительные модели религиозной конверсии: ограничения и эвристические возможности

Статья посвящена обзору зарубежных теорий религиозной конверсии. Обозначаются междисциплинарный характер и степень изученности феномена религиозной конверсии в зарубежном и российском научных дискурсах. Дается характеристика теоретических моделей религиозной конверсии, представленных в рамках позитивистской, интерпретативной и интегративной парадигм религиозной конверсии. Рассматриваются основные теоретические положения зарубежных теорий религиозной конверсии. Обозначаются теоретико-методологические ограничения и эмпирические возможности теоретических моделей религиозной конверсии для изучения религиозной конверсии в современном российском обществе.

Литература
  1. Джеймс У. Многообразие религиозного опыта. Исследование человеческой природы / пер. с англ. В. Г. Малахиевой-Мирович, М. В. Шик ; под ред. С. В. Лурье. М. : Академический проект, 2017.
  2. Исаева В. Б. Социальный механизм религиозной конверсии : на примере петербургской буддийской мирской общины Карма Кагью : дис. … канд. социол. наук. СПб., 2014. С. 19-45.
  3. Игнатьев А. А. Конверсия религиозная // Энцикопедический словарь социологии религии / под ред. М. Ю. Смирнова. СПб. : Платоновское философское общество, 2017. С. 136–138.
  4. Смирнов М. Ю. Конверсия религиозная // Платоновское философское общество, 2017. С. 138–139.
  5. Ардашева Л. А. Основные парадигмы в изучении религиозного обращения // Религиоведение. 2013. № 2. С. 150, С.158
  6. Дорофеева Т. В. Мотивыобращения в кришнаизм в условиях России // Гуманитарные и социальные науки. 2017. № 2. С. 29.
  7. Bainbridge W. S. The sociology of religious movements. N. Y. ; L. : Routledge, 1997. Р. 155–156.
  8. Любимова А. И. Теории религиозной конверсии и новые религиозные движения в России // Вестн. Рус. христианской гуманит. акад. 2009. Т. 10, № 1. С. 71.
  9. Balch R. W. Looking behind the scenes in a religious cult : Implications for the study of conversion // Sociological Analysis. 1980. Vol. 45. P. 301–314.
  10. Richardson J. T. Conversion Careers // Society. 1980. Vol. 17, № 3. P. 49.
  11. Heirich M. Change of Heart : A test of some widely held theories of conversion // American Journal of Sociology. 1977. Vol. 83, № 3. P. 676. DOI: https://doi.org/10.1086/226598
  12. Ипатова Л. П. Типы религиозного обращения в православие женщин в современной России : дис. … канд. социол. наук. М., 2006. С. 22.
  13. Gooren H. The religious market model and conversion : Towards a new approach // Exchange. 2006. Vol. 35, № 1. P. 46.
  14. Wohlrab-Sahr M. Biographie und Religion. Zwischen ritual und Selbstsuche. Frankfurt a/M : Campus Verlag, 1995.
  15. Трофимов С. В. Индивидуализм и типы религиозных верующих в ранней теорииД. Эрвьё-Леже // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 18. Социология и политология. 2014. № 4. С. 204–218.
  16. Hervieu-Leger D. Le pelerin et le converti. La religion en mouvement. P. : Flammarion, 1999. P. 290.
Статус: 
одобрено к публикации
Краткое содержание (PDF): 
Текст в формате PDF: