Известия Саратовского университета. Новая серия.

Серия: Cоциология. Политология

ISSN 1818-9601 (Print)
ISSN 2541-8998 (Online)


Для цитирования:

Филиппов А. А. Технический прогресс как фактор развития института образования // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Социология. Политология. 2023. Т. 23, вып. 1. С. 22-27. DOI: 10.18500/1818-9601-2023-23-1-22-27, EDN: DRDONV

Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 0)
Язык публикации: 
русский
Тип статьи: 
Научная статья
УДК: 
316.4.06
EDN: 
DRDONV

Технический прогресс как фактор развития института образования

Авторы: 
Филиппов Антон Александрович, Пензенский государственный университет
Аннотация: 

Образование представляет собой один из важнейших институтов социального воспроизводства, обеспечивающих как процессы социализации, так и формирование профессиональной компетенции членов общества. Образование как институт не является статичным. Оно меняется под влиянием различных социальных факторов и, в частности, трансформируется в зависимости от того, каковы социальные запросы. Исходя из системного подхода, автор полагает, что позитивные трансформации условий осуществления образовательной деятельности не только инициируют развитие института образования, но и опосредованным образом сказываются на всем социуме. В этом контексте значимые общественные трансформации сопровождаются изменением характеристик образовательной деятельности. В статье выясняется, какого рода трансформации имеют место в связи с развитием информационных технологий. Оцениваются перспективы, связанные с современным развитием информационных технологий, а также проблемы и риски, обусловленные внедрением информационно-коммуникационныхтехнологий в образовательный процесс. В частности, среди положительных результатов влияния технического прогресса на возможности педагогов отмечается повышение доступности учебных и научных материалов, совершенствование иллюстративных методик, упрощение каналов коммуникации. Среди отрицательных последствий автором показывается, насколько просто современным учащимся обходить формы контроля выполнения заданий, что, в свою очередь, сказывается на качестве усвоения компетенций. Также принимается в расчет тот факт, что технический прогресс со второй половины XX в. существенно опережает потребности в трансформации системы образования. Рассматривается опыт применения удаленных форм образовательной деятельности в период пандемии и оцениваются положительные и отрицательные стороны удаленного образования.

Список источников: 
  1. Сидоренко В. А. Роль коммуникативного фактора в формировании культурного пространства // Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Философия. Политология. Культурология. 2020. Т. 6 (72), № 1. С. 76–85.
  2. Костюченко Т. Я. Информационная культура и электронные обучающие ресурсы // Вестник Кемеровского государственного университета. 2010. № 2. С. 44–47.
  3. Борзова Т. А. Уроки пандемии: цифровая трансформация высшего образования в формате удаленного обучения // Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. 2021. № 1. С. 195–208. https://doi.org/10.24866/VVSU/2073-3984/2021-1/195-208
  4. Вакула И. М., Гафиатулина Н. Х. Пандемия COVID-19: социологический взгляд на трансформацию сфер общественной жизнедеятельности // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2021. № 3. С. 30–34. https://doi.org/10.23672^0575-0198-2001-1
  5. Корепанова Н. В., Стародубова Е. В. Дистанционное обучение: проблемы и перспективы // CrossCultural Studies: Education and Science. 2020. Т. 5, вып. 2. С. 139–149. https://doi.org/10.24411/2470-1262-2020-10086
Поступила в редакцию: 
23.11.2022
Принята к публикации: 
12.12.2022
Опубликована: 
01.03.2023
Краткое содержание:
(загрузок: 0)