Известия Саратовского университета. Новая серия.

Серия: Cоциология. Политология

ISSN 1818-9601 (Print)
ISSN 2541-8998 (Online)


Для цитирования:

Суркова И. Ю., Моисеенко Н. В., Андрющенко О. В. Удовлетворенность сотрудников социальных служб работой в период организационных изменений // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Социология. Политология. 2022. Т. 22, вып. 4. С. 395-400. DOI: 10.18500/1818-9601-2022-22-4-395-400, EDN: JZUTTK

Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 0)
Язык публикации: 
русский
Тип статьи: 
Научная статья
УДК: 
316.472
EDN: 
JZUTTK

Удовлетворенность сотрудников социальных служб работой в период организационных изменений

Авторы: 
Суркова И. Ю., Поволжский институт управления имени П. А. Столыпина - филиал РАНХиГС при Президенте РФ, Саратов
Моисеенко Н. В., Поволжский институт управления имени П. А. Столыпина - филиал РАНХиГС при Президенте РФ, Саратов
Андрющенко О. В., Поволжский институт управления имени П. А. Столыпина - филиал РАНХиГС при Президенте РФ, Саратов
Аннотация: 

В статье представлены результаты комплексного исследования учреждений социальной поддержки населения и центров занятости населения, реализованного по заказу Министерства труда и социальной защиты Саратовской области. В теоретической рамке фиксируются ключевые для данной темы авторы и маркируются основные подходы к понимаю удовлетворенности. Отмечается комплексность данного феномена, что порождает разнообразие трактовок как в зарубежной, так в отечественной исследовательской традиции. Используется авторский опросник факторов удовлетворенности, среди которых основное внимание уделено системе материальной и нематериальной мотивации, условиям труда (материально-техническое обеспечение, удобство индивидуального рабочего места), режиму труда и отдыха (график работы, наличие переработок), субъективному восприятию трудовой деятельности как значимой и интересной. Полученные данные представлены в детализации по подразделениям и категориям должностей (руководящий состав, рядовые специалисты). Отдельно делается акцент на изменениях, произошедших в трудовой деятельности сотрудников социальныхслужб в связи с пандемией COVID-19, их влиянии на удовлетворенность персонала. Отмечается, что, несмотря на повышение статуса социальных профессий в период пандемии, материальное стимулирование по-прежнему отстает от объема выполняемой работы, что неизбежно сказывается на уровне удовлетворенности сотрудников организаций социальной сферы.

Список источников: 
  1. Thomas A., Buboltz W. C., Winkelspecht C. S. Job Characteristics and Personality as Predictors of Job Satisfaction // Organizational Analysis. 2004. Vol. 12, № 2. P. 205–219.
  2. Wyrwa J., Kazmierczyk J. Conceptualizing Job Satisfaction and Its Determinants: A Systematic Literature Review // Journal of Economic Sociology. 2020. Vol. 21, № 5. P. 138–167.
  3. Ядов В. А., Киссель А. А. Удовлетворенность работой: анализ эмпирических обобщений и попытка их теоретического истолкования // Социологические исследования. 1974. № 1. С. 78–87.
  4. Грачев А. А., Русалинова А. А. Социальное самочувствие человека в организации // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2007. Т. 8, № 30. С. 7–17.
  5. Diener E., Ryan K. Subjective well-being: A general overview // South African Journal of Psychology. 2009. № 39. P. 391–406.
  6. Hoppock R. Job Satisfaction. New York ; London : Harper and Brothers, 1935. 314 p.
  7. Locke E. A. The Nature and Causes of Job Satisfaction // Dunnette M. D. Handbook of Industrial and Organizational Psychology. 1st ed. Chicago, IL : Rand McNally, 1976. Р. 1297–1349.
  8. Kalleberg A. Work Values and Job Rewards: A Theory of Job Satisfaction // American Sociological Review. 1977. Vol. 42, № 1. P. 124–143.
  9. Херцберг Ф., Майнер М. У. Побуждение к труду и производственная мотивация // Социологические исследования. 1990. № 1. С. 122–131.
  10. Фованова Г. А., Мамедова А. С. Удовлетворенность трудом сотрудников социономических профессий // София : электрон. науч.-просвет. журнал. 2018. № 2. С. 13–19. URL: http://elib.bsu.by/handle/123456789/208633 (дата обращения: 18.01.2022).
  11. Лысова Е. А. Анализ подходов к понятию удовлетворенности трудом // Бюллетень науки и практики : электрон. журнал. 2017. № 12 (25). С. 558–563. URL: http://www.bulletennauki.com/lysova (дата обращения 18.01.2022).
  12. Иванова Т. Ю., Рассказова Е. И., Осин Е. Н. Структура и диагностика удовлетворенности трудом: разработка и апробация методики // Организационная психология. 2012. Т. 2, № 3. С. 2–15.
  13. Brayfi el A. H., Rotte H. F. An index of job satisfaction // Journal of Applied Psychology. 1951. Vol. 35. P. 307–311.
  14. Rafferty A. E., Griffi n M. A. Job satisfaction in organizational research // The SAGE Handbook of Organizational Research Methods / ed. by D. A. Buchanan, A. Bryman. Thousand Oaks, CA : SAGE Publications Ltd., 2009. P. 196–212.
  15. Фирсов М. В., Вдовина М. В. Женщина в системе социальной защиты: статус и удовлетворенность трудом // Женщина в российском обществе. 2021. № 3. С. 117–126. https://doi.org/10.21064/WinRS.2021.3.9
  16. Кривирадева Б., Първанова Й. Удовлетворенность от труда в социальных организациях – оценка служащих // Сzlowiek w srodowisku edukacyjnym / pod red. E. Asmakovets, S. Kozieja. Kielce : Stamp Partner Sp. z.o.o., 2019. P. 105–113. 
Поступила в редакцию: 
29.08.2022
Принята к публикации: 
05.09.2022
Опубликована онлайн: 
30.11.2022