Образец для цитирования:

Перевозкин С. Б., Перевозкина Ю. М. Взаимосвязь чувства юмора и синдрома эмоционального выгорания у педагогов дошкольного образования // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Социология. Политология. 2021. Т. 21, вып. 1. С. 43-47. DOI: https://doi.org/10.18500/1818-9601-2021-21-1-43-47


УДК: 
159.9:331
Язык публикации: 
русский

Взаимосвязь чувства юмора и синдрома эмоционального выгорания у педагогов дошкольного образования

В статье рассматривается специфика проявления чувства юмора и эмоционального выгорания у педагогов дошкольного образования. Особое внимание обращается на то, что проявление чувства юмора может оказывать влияние на профилактику профессиональных деформаций у представителей педагогической профессии. Актуальность исследования обусловлена, во-первых, недостаточной изученностью взаимосвязи чувства юмора и синдрома эмоционального выгорания у педагогов дошкольного образования, а во-вторых, неоднозначностью характера этой связи. Представлены две противоположные точки зрения на взаимодействие эмоционального выгорания и профессиональной деформации. Ряд исследователей приводят результаты, отражающие отрицательную связь между чувством юмора и профессиональными деформациями. Вместе с тем есть ряд прямо противоположных исследований, которые показывают положительное влияние юмора на профилактику эмоционального выгорания. Применение корреляционного анализа (критерий r-Спирмена) показало, что между стилями юмора, отношением к юмору и фазами эмоционального выгорания существуют как отрицательные, так и положительные статистически значимые взаимосвязи (p < 0,05). Полученные результаты позволили сформулировать ряд выводов, касающихся того, что взаимосвязь имеет дифференцированный характер, заключающийся в положительном воздействии аффилиативного стиля на эмоциональное выгорание, а также свидетельствующих о негативном проявлении юмора, связанном с агрессивным стилем и страхом выглядеть смешным, которые в меньшей степени защищают от эмоционального выгорания.

Литература
  1. Freudenberger H. Staff Burnout // Journal of Social Issues. 1974. Vol. 30. Р. 159–165.
  2. Maslach C., Jackson, S. E. The measurement of experienced burnout // Journal of Occupational Behavior. 1981. Vol. 2. Р. 99–113.
  3. Shirom A. Burnout in work organization // International Review of Industrial and Organizational Psychology / eds. C. L. Cooper, I. Robertson. N. Y., NY : Wiley, 1989. Р. 25–48.
  4. Поваренков Ю. П. Соотношение конструктивных и деструктивных тенденций развития в процессе профессионального становления личности // Системогенез учебной и профессиональной деятельности : сб. науч. тр. V Всероссийской научно-практической конференции (Ярославль, 23–24 ноября 2011 г.) / под ред. Ю. П. Поваренкова. Ярославль : Изд-во ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, 2011. С. 2–12.
  5. Бойко В. В. Синдром эмоционального выгорания в профессиональном общении. СПб. : Питер, 1999.
  6. Martin R. A., Lopez S. J., Snyder C. R. Sense of humor // Positive psychological assessment : A handbook of models and measures. Washington, DC : American Psychological Association, 2003. P. 313–326.
  7. Селигман. М. Новая позитивная психология : Научный взгляд на счастье и смысл жизни. М. : София, 2006.
  8. Киршбаум Э. И., Еремеева А. И. Психологическая защита. СПб. : Смысл ; Питер, 2005.
  9. Артемьева Т. В. О методе исследования совладания (копинг) юмором и его возможностях // Казанский педагогический журнал. 2011. № 4 (88). С. 118–123.
  10. Ruch W. Fearing humor? Gelotophobia : The fear of being laughed at. Introduction and overview // Humor : International Journal of Humor Research. 2009. Vol. 22, iss. 1/2. P. 1–25.
  11. Mironova O. I., Polyakova O. B., Ushkov F. I. Impact of compiled contacts on psychosomatic disorders of employees of organizations // Economic and Social Development Book of Proceedings / Varazdin Development and Entrepreneurship Agency ; Russian State Social University. M. : Russian State Social University, 2017. P. 878–885.
  12. Харченко А. Б. Гелотофобия как аспект выявления эмоциональной уязвимости // Современные проблемы науки и образования. 2009. № 1. С. 143–144.
  13. Тулина Е. Г. Психолого-педагогические основы юмора как средства обучения и воспитания : дис. … канд. пед. наук. Пятигорск, 1999.
  14. Falkenberg I., Jarmuzek J., Bartels M., Wild B. Do depressed patients lose their sense of humor // Psychopathology. 2011. Vol. 44, iss. 1. Р. 98–105.
  15. Ho S. K. The relationship between teacher stress and burnout in Hong Kong : Positive humour and gender as moderators // Educational Psychology, 2017. Vol. 37, iss. 3. P. 272–286.
Краткое содержание (PDF): 
Текст в формате PDF: