Izvestiya of Saratov University.

Sociology. Politology

ISSN 1818-9601 (Print)
ISSN 2541-8998 (Online)


For citation:

Naydenova L. I., Shchanina E. V. Social interactions in the higher education system in the context of informatization of society. Journal Izvestiya of Saratov University. Sociology. Politology, 2024, vol. 24, iss. 1, pp. 23-29. DOI: 10.18500/1818-9601-2024-24-1-23-29, EDN: HYQGNA

This is an open access article distributed under the terms of Creative Commons Attribution 4.0 International License (CC-BY 4.0).
Full text PDF(Ru):
Language: 
Russian
Article type: 
Article
UDC: 
316.2
EDN: 
HYQGNA

Social interactions in the higher education system in the context of informatization of society

Autors: 
Naydenova Lyudmila I., Penza State University
Shchanina Ekaterina V., Penza State University
Abstract: 

Информатизация различных сторон жизни общества и цифровизация отраслей экономики изменили содержание деятельности многих социальных институтов. Это коснулось проблемы социальных взаимодействий в современном высшем образовании. Практические действия в аспекте цифровизации высшего образования требуют осмысления в социальном аспекте для их эффективного регулирования. Целью статьи является определение факторов, влияющих на выполнение основных институциональных функций высшего образования через социальные взаимодействия преподавателей и учащихся в условиях цифровизации высшего образования (в частности, при переходе на дистанционное обучение). Рассмотрены теоретические подходы к пониманию процессов цифровизации, которые дополняются известными подходами к исследованию сущности социальных взаимодействий. Использованы системный и институциональный подходы. Теоретический анализ особенностей социальных взаимодействий с использованием цифровых технологий дополнен вторичным анализом социологических исследований по проблемам цифровизации системы высшего образования, внедрения цифровых технологий и дистанционного обучения в вузах, результатами социологического опроса студентов Пензенского государственного университета (апрель–май 2020 г.). Описан опыт ведущих вузов по использованию искусственного интеллекта, аналитики больших данных и работы нейросетей в деятельности университета. На основе проведенных исследований и вторичного анализа данных сделан вывод о том, что институциональная функция передачи знаний в системе высшего образования достаточно успешно выполнялась в новых условиях обучения. На возможности социальных взаимодействий и коммуникаций с преподавателями, управленческими структурами вузов влияют технолого-технические, учебно-технологические, организационные, коммуникационные факторы. Под их влиянием будут формироваться профессиональные и общекультурные компетенции выпускников вузов, которые являются предпосылками для получения ими новых социальных статусов после окончания вуза.

Reference: 
  1. Минина В. Н. Цифровизация высшего образования и ее социальные результаты // Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология. 2020. Т. 13, вып. 1. С. 84–101. https://doi.org/10.21638/spbu12.2020.106
  2. Хоманс Дж. К. Социальное поведение: его элементарные формы (главы из книги) / пер. В. Г. Николаева // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Серия 11. Социология. 2001. № 2. С. 88–132. EDN: BAZJIB
  3. Blau P. Exchange and Power in Social Life. New York : Wiley, 1986. 352 p.
  4. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура / пер. с англ., под науч. ред. О. И. Шкаратана. М. : ГУ ВШЭ, 2000. 608 с.
  5. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания / пер. с англ. Е. Руткевич. М. : Медиум, 1995. 323 с.
  6. Немировский М. В. Теоретические подходы к изучению сетевого взаимодействия в образовании // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2019. № 5 (62). С. 191–196. https://doi.org/10.26105/SSPU.2019.62.5.018
  7. Зборовский Г. Е., Власова О. В. Сетевое взаимодействие вузов в Уральском федеральном округе // Известия Уральского федерального университета. Серия 1: Проблемы образования, науки и культуры. 2017. Т. 23, № 2 (162). С. 130–140. EDN: YUQSTR
  8. Кузьминов Я. И., Семенов Д. С., Фрумин И. Д. Структура вузовской сети: от советского к российскому «Мастер-плану» // Вопросы образования. 2013. № 4. С. 8–63.
  9. Ромм М. В., Заякина Р. А. Сетевые сообщества с участием вуза: сложившиеся практики социального взаимодействия // Высшее образование в России. 2016. № 11. С. 28–37.
  10. Сухристина А. С., Зиятдинова Ю. Н., Кочнев А. М. Сетевое взаимодействие вузов как форма интернационализации: опыт КНИТУ // Высшее образование в России. 2016. № 11. C. 103–110.
  11. Шаповалова И. С. Влияние интернет-коммуникаций на поведение и интеллектуальное развитие молодежи // Социологические исследования. 2015. № 4. С. 148–151.
  12. Чупров В. И., Зубок Ю. А., Романович Н. А. Отношение к социальной реальности в российском обществе: социокультурный механизм формирования и воспроизводства. М. : Норма : ИНФРА-М, 2022. 352 с.
  13. Воеводина Е. В. Анализ «третьей миссии университетов» в разрезе образовательных рисков цифрового неравенства // Цифровая социология. 2022. Т. 5, № 1. С. 54–63. https://doi.org/10.26425/2658- 347X-2022-5-1-54-63
  14. Серкина Я. И. Рискологическое поле проблемы цифровизации высшего образования в региональных вузах // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2021. № 7. С. 29–33. https://doi. org/10.23672/o4294-7351-9322-y
  15. Данилов С. А., Ручин В. А. Рискогенность образования и социокультурный потенциал общества в условиях цифровизации // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2020. Т. 20, вып. 1. С. 10–14. https://doi.org/10.18500/1819-7671-2020-20-1-10-14
  16. Рыбакова М. В., Зернова Л. П. Цифра и российское образование: управленческие аспекты // Власть. 2020. Т. 28, № 4. С. 171–178. https://doi.org/10.31171/ vlast.v28i4.7454
  17. Исаева Т. Е., Исаева Е. С. Прыжок «азиатских тигров»: роль высшего образования в национальном сознании группы стран Восточной Азии. Ростов н/Д : Ростовский гос. ун-т путей сообщения, 2019. 134 с. EDN: SMGMPL
  18. Швецов А. Н. Информационное общество: теория и практика становления в мире и в России. М. : Красанд, 2012. 277 с.
  19. Бродовская Е. В. Цифровые граждане, цифровое общество и цифровая гражданственность // Власть. 2019. Т. 27, № 4. С. 65–69. https://doi.org/10.31171/vlast.v27i4.6587
  20. Более 110 тысяч студентов зачислено на «цифровые кафедры» вузов // Российская газета. URL: https://rg.ru/2022/09/26/chernyshenko-bolee-110-tys-studentov-zachisleno-na-cifrovye-kafedry-vuzov.html (дата обращения: 04.10.2023).
  21. Обучение в российских вузах построят на искусственном интеллекте, больших данных и нейросетях // Российская газета. URL: https://rg.ru/2022/09/12/soobshchenie-nejronov.html (дата обращения: 04.10.2023).
  22. Пять возможностей, которые большие данные открывают высшему образованию // Платформа СКИЛБОКС. URL: https://skillbox.ru/media/education/bolshie-dannye-v-vysshem-obrazovaniy/ (дата обращения: 04.10.2023).
  23. Рак Е. А. Особенности социального взаимодействия преподавателя и обучаемого в процессе дистанционного обучения : автореф. дис. … канд. социол. наук. Нижний Новгород, 2011. 25 с.
  24. Качество образования в российских университетах: что мы поняли в пандемию: Аналитический доклад / науч. ред. Е. А. Суханова, И. Д. Фрумин. Томск : Издво Томского гос. ун-та, 2021. 46 с. EDN: VLNAXP
  25. Отчет социологического исследования «Оценка удовлетворенности профессорско-преподавательского состава работой в Удмуртском государственном университете». Ижевск : Удмуртский гос. ун-т, 2021. 41 с.
Received: 
03.11.2023
Accepted: 
29.11.2023
Available online: 
01.03.2024
Short text (in English):