Известия Саратовского университета. Новая серия.

Серия: Cоциология. Политология

ISSN 1818-9601 (Print)
ISSN 2541-8998 (Online)


Для цитирования:

Найденова Л. И., Щанина Е. В. Социальные взаимодействия в системе высшего образования в условиях информатизации общества // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Социология. Политология. 2024. Т. 24, вып. 1. С. 23-29. DOI: 10.18500/1818-9601-2024-24-1-23-29, EDN: HYQGNA

Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 0)
Язык публикации: 
русский
Тип статьи: 
Научная статья
УДК: 
316.2
EDN: 
HYQGNA

Социальные взаимодействия в системе высшего образования в условиях информатизации общества

Авторы: 
Найденова Людмила Ивановна, Пензенский государственный университет
Щанина Екатерина Владимировна, Пензенский государственный университет
Аннотация: 

Информатизация различных сторон жизни общества и цифровизация отраслей экономики изменили содержание деятельности многих социальных институтов. Это коснулось проблемы социальных взаимодействий в современном высшем образовании. Практические действия в аспекте цифровизации высшего образования требуют осмысления в социальном аспекте для их эффективного регулирования. Целью статьи является определение факторов, влияющих на выполнение основных институциональных функций высшего образования через социальные взаимодействия преподавателей и учащихся в условиях цифровизации высшего образования (в частности, при переходе на дистанционное обучение). Рассмотрены теоретические подходы к пониманию процессов цифровизации, которые дополняются известными подходами к исследованию сущности социальных взаимодействий. Использованы системный и институциональный подходы. Теоретический анализ особенностей социальных взаимодействий с использованием цифровых технологий дополнен вторичным анализом социологических исследований по проблемам цифровизации системы высшего образования, внедрения цифровых технологий и дистанционного обучения в вузах, результатами социологического опроса студентов Пензенского государственного университета (апрель–май 2020 г.). Описан опыт ведущих вузов по использованию искусственного интеллекта, аналитики больших данных и работы нейросетей в деятельности университета. На основе проведенных исследований и вторичного анализа данных сделан вывод о том, что институциональная функция передачи знаний в системе высшего образования достаточно успешно выполнялась в новых условиях обучения. На возможности социальных взаимодействий и коммуникаций с преподавателями, управленческими структурами вузов влияют технолого-технические, учебно-технологические, организационные, коммуникационные факторы. Под их влиянием будут формироваться профессиональные и общекультурные компетенции выпускников вузов, которые являются предпосылками для получения ими новых социальных статусов после окончания вуза.

Список источников: 
  1. Минина В. Н. Цифровизация высшего образования и ее социальные результаты // Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология. 2020. Т. 13, вып. 1. С. 84–101. https://doi.org/10.21638/spbu12.2020.106
  2. Хоманс Дж. К. Социальное поведение: его элементарные формы (главы из книги) / пер. В. Г. Николаева // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Серия 11. Социология. 2001. № 2. С. 88–132. EDN: BAZJIB
  3. Blau P. Exchange and Power in Social Life. New York : Wiley, 1986. 352 p.
  4. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура / пер. с англ., под науч. ред. О. И. Шкаратана. М. : ГУ ВШЭ, 2000. 608 с.
  5. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания / пер. с англ. Е. Руткевич. М. : Медиум, 1995. 323 с.
  6. Немировский М. В. Теоретические подходы к изучению сетевого взаимодействия в образовании // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2019. № 5 (62). С. 191–196. https://doi.org/10.26105/SSPU.2019.62.5.018
  7. Зборовский Г. Е., Власова О. В. Сетевое взаимодействие вузов в Уральском федеральном округе // Известия Уральского федерального университета. Серия 1: Проблемы образования, науки и культуры. 2017. Т. 23, № 2 (162). С. 130–140. EDN: YUQSTR
  8. Кузьминов Я. И., Семенов Д. С., Фрумин И. Д. Структура вузовской сети: от советского к российскому «Мастер-плану» // Вопросы образования. 2013. № 4. С. 8–63.
  9. Ромм М. В., Заякина Р. А. Сетевые сообщества с участием вуза: сложившиеся практики социального взаимодействия // Высшее образование в России. 2016. № 11. С. 28–37.
  10. Сухристина А. С., Зиятдинова Ю. Н., Кочнев А. М. Сетевое взаимодействие вузов как форма интернационализации: опыт КНИТУ // Высшее образование в России. 2016. № 11. C. 103–110.
  11. Шаповалова И. С. Влияние интернет-коммуникаций на поведение и интеллектуальное развитие молодежи // Социологические исследования. 2015. № 4. С. 148–151.
  12. Чупров В. И., Зубок Ю. А., Романович Н. А. Отношение к социальной реальности в российском обществе: социокультурный механизм формирования и воспроизводства. М. : Норма : ИНФРА-М, 2022. 352 с.
  13. Воеводина Е. В. Анализ «третьей миссии университетов» в разрезе образовательных рисков цифрового неравенства // Цифровая социология. 2022. Т. 5, № 1. С. 54–63. https://doi.org/10.26425/2658- 347X-2022-5-1-54-63
  14. Серкина Я. И. Рискологическое поле проблемы цифровизации высшего образования в региональных вузах // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2021. № 7. С. 29–33. https://doi. org/10.23672/o4294-7351-9322-y
  15. Данилов С. А., Ручин В. А. Рискогенность образования и социокультурный потенциал общества в условиях цифровизации // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2020. Т. 20, вып. 1. С. 10–14. https://doi.org/10.18500/1819-7671-2020-20-1-10-14
  16. Рыбакова М. В., Зернова Л. П. Цифра и российское образование: управленческие аспекты // Власть. 2020. Т. 28, № 4. С. 171–178. https://doi.org/10.31171/ vlast.v28i4.7454
  17. Исаева Т. Е., Исаева Е. С. Прыжок «азиатских тигров»: роль высшего образования в национальном сознании группы стран Восточной Азии. Ростов н/Д : Ростовский гос. ун-т путей сообщения, 2019. 134 с. EDN: SMGMPL
  18. Швецов А. Н. Информационное общество: теория и практика становления в мире и в России. М. : Красанд, 2012. 277 с.
  19. Бродовская Е. В. Цифровые граждане, цифровое общество и цифровая гражданственность // Власть. 2019. Т. 27, № 4. С. 65–69. https://doi.org/10.31171/vlast.v27i4.6587
  20. Более 110 тысяч студентов зачислено на «цифровые кафедры» вузов // Российская газета. URL: https://rg.ru/2022/09/26/chernyshenko-bolee-110-tys-studentov-zachisleno-na-cifrovye-kafedry-vuzov.html (дата обращения: 04.10.2023).
  21. Обучение в российских вузах построят на искусственном интеллекте, больших данных и нейросетях // Российская газета. URL: https://rg.ru/2022/09/12/soobshchenie-nejronov.html (дата обращения: 04.10.2023).
  22. Пять возможностей, которые большие данные открывают высшему образованию // Платформа СКИЛБОКС. URL: https://skillbox.ru/media/education/bolshie-dannye-v-vysshem-obrazovaniy/ (дата обращения: 04.10.2023).
  23. Рак Е. А. Особенности социального взаимодействия преподавателя и обучаемого в процессе дистанционного обучения : автореф. дис. … канд. социол. наук. Нижний Новгород, 2011. 25 с.
  24. Качество образования в российских университетах: что мы поняли в пандемию: Аналитический доклад / науч. ред. Е. А. Суханова, И. Д. Фрумин. Томск : Издво Томского гос. ун-та, 2021. 46 с. EDN: VLNAXP
  25. Отчет социологического исследования «Оценка удовлетворенности профессорско-преподавательского состава работой в Удмуртском государственном университете». Ижевск : Удмуртский гос. ун-т, 2021. 41 с.
Поступила в редакцию: 
03.11.2023
Принята к публикации: 
29.11.2023
Опубликована онлайн: 
01.03.2024
Краткое содержание:
(загрузок: 0)