Известия Саратовского университета. Новая серия.

Серия: Cоциология. Политология

ISSN 1818-9601 (Print)
ISSN 2541-8998 (Online)


Для цитирования:

Лукьянова Г. В., Соловьев А. Ю. Особенности формирования повестки дня в мессенджере Telegram // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Социология. Политология. 2024. Т. 24, вып. 1. С. 90-97. DOI: 10.18500/1818-9601-2024-24-1-90-97, EDN: PDAXRI

Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 0)
Язык публикации: 
русский
Тип статьи: 
Научная статья
УДК: 
32.019.51
EDN: 
PDAXRI

Особенности формирования повестки дня в мессенджере Telegram

Авторы: 
Лукьянова Галина Владимировна, Санкт-Петербургский государственный университет
Соловьев Аркадий Юрьевич, Санкт-Петербургский государственный университет
Аннотация: 

Статья посвящена аспектам формирования повестки дня в русскоязычных каналах мессенджера Telegram. В рамках классической модели М. Маккомбса и Д. Шоу анализируются основные принципы формирования повестки дня традиционными медиа. Опираясь на результаты более поздних исследования в области формирования повестки дня в цифровом пространстве, авторы выделяют преимущества социальных медиа в качестве платформ коммуникации и потенциальные причины их возрастающей популярности среди как индивидов, так и политических акторов. Кроме того, последовательно описываются релевантные в контексте политической коммуникации особенности месседжера Telegram, такие как отсутствие строгой модерации контента, акцент на скорости обмена информацией, обеспечение конфиденциальности пользователей, а также необходимости индивидуального подхода к формированию информационного поля отдельного пользователя. На основе описания характеристик платформы предлагается модель формирования повестки, предполагающая разделение каналов на два уровня: производителей информационного контента и агрегаторов/интерпретаторов новостей. Также выдвигается предположение, что именно каналы, агрегирующие и интерпретирующие информацию за счет развитой сети ссылок, имеют наибольший потенциал формирования повестки для своей аудитории. Для проверки модели было проведено пилотажное исследование, в рамках которого посредством сервиса Tgstat были выбраны по 10 наиболее цитируемых каналов из разделов «СМИ и новости» и «Политика» за октябрь 2023 г. Далее в анализ были включены не более чем 50 каналов, ссылки на которые чаще всего упоминались авторами. Сделан вывод о том, что в мессенджере могут сосуществовать несколько повесток в рамках различных тематических блоков. Тематические блоки же формируются посредством сети ссылок на каналы, которые наиболее популярные площадки платформы помещают в своей новостной ленте. 

Список источников: 
  1. Дьякова Е. Г. Массовая политическая коммуникация в теории установления повестки дня: от эффекта к процессу // Полис. Политические исследования. 2003. №. 3. С. 109–119. https://doi.org/10.17976/ jpps/2003.03.11, EDN: ESCXCN
  2. McCombs M. The Agenda-Setting Function of MassMedia // Public Opinion Quarterly. 1972. Vol. 36, iss. 2. P. 176–187. https://doi.org/10.1086/267990
  3. Funkhouser G. R. The issues of the sixties: An exploratory study in the dynamics of public opinion // Public Opinion Quarterly. 1973. Vol. 37, iss. 1. P. 62–75. https://doi.org/10.1086/268060
  4. McCombs M. A look at agenda-setting: Past, present and future // Journalism Studies. 2005. Vol. 6, iss. 4. P. 543–557. https://doi.org/10.1080/14616700500250438
  5. Feezell J. T. Agenda setting through social media: The importance of incidental news exposure and social fi ltering in the digital era // Political Research Quarterly. 2018. Vol. 71, iss. 2. P. 482–494. https://doi.org/10.1177/1065912917744895
  6. Chadwick A. The political information cycle in a hybrid news system: The British prime minister and the “Bullygate” affair // The International Journal of Press/Politics. 2011. Vol. 16, iss. 1. С. 3–29. https://doi.org/10.1177/1940161210384730
  7. Lang G. E., Lang K. Watergate: An exploration of the agenda-building process // Agenda setting: Readings on media, public opinion, and policymaking / ed. by D. L. Protess, M. McCombs. Hillsdale, NJ : Erlbaum, 1991. P. 277–289.
  8. Parmelee J. H. The agenda-building function of political tweets // New Media & Society. 2014. Vol. 16, iss. 3. P. 434–450. https://doi.org/10.1177/1461444813487955
  9. Jungherr A. The logic of political coverage on Twitter: Temporal dynamics and content // Journal of Communication. 2014. Vol. 64, iss. 2. P. 239–259. https://doi.org/10.1111/jcom.12087
  10. Meikle G., Young S. Media convergence: Networked digital media in everyday life. New York : Bloomsbury Publishing, 2017. 242 p. 
  11. McLuhan M. The medium is the message // Media and cultural studies: Keyworks / ed. by M. G. Durham, D. M. Kellner. Oxford : Blackwell Publishing, 2012. P. 100–117.
  12. Мартьянов Д. С., Лукьянова Г. В. Кросс-сетевой фактор политического дискурса виртуальных сообществ // Политическая экспертиза: ПОЛИТЭКС. 2023. Т. 19, № 2. С. 244–262. https://doi.org/10.21638/spbu23.2023.207
  13. Urman A., Katz S. What they do in the shadows: examining the far-right networks on Telegram // Information, Communication & Society. 2022. Vol. 25, iss. 7. P. 1–20. https://doi.org/10.1080/1369118X.2020.1803946
Поступила в редакцию: 
11.11.2023
Принята к публикации: 
25.11.2023
Опубликована онлайн: 
01.03.2024
Краткое содержание:
(загрузок: 0)