Известия Саратовского университета. Новая серия.

Серия: Cоциология. Политология

ISSN 1818-9601 (Print)
ISSN 2541-8998 (Online)


Для цитирования:

Семенова Ю. А., Мохнаткина К. В. Практики женского предпринимательства в регионе: поколенческий аспект // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Социология. Политология. 2022. Т. 22, вып. 3. С. 265-271. DOI: 10.18500/1818-9601-2022-22-3-265-271

Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0).
Язык публикации: 
русский
Тип статьи: 
Научная статья
УДК: 
[316.2:316.346.2](470+571)

Практики женского предпринимательства в регионе: поколенческий аспект

Авторы: 
Семенова Ю. А., Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского
Мохнаткина Ксения Владимировна, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского
Аннотация: 

В статье представлены результаты качественного социологического исследования возрастной специфики ключевых составляющих женской предпринимательской активности, проведенного авторами статьи. Фокус исследовательского интереса базируется на выявлении и анализе ключевых факторов женской предпринимательской активности в возрастном измерении применительно к Саратовской области. В социологическом исследовании использовался метод аналитической индукции («метод типичных случаев»). В качестве исходных данных выступали транскрипты глубинных интервьюс жительницами г. Саратова в возрасте от 30 до 70 лет, имеющими опыт ведения предпринимательской деятельности. На основе анализа материалов качественного исследования охарактеризованы возрастные особенности женской предпринимательской активности на примере женщин-предпринимателей Саратовской области. Мотивы женской предпринимательской деятельности сводятся в большей степени к материальному фактору. В средней возрастной группе чаще фиксировались свобода в принятии решений, саморазвитие, возможность помочь близким. В старшей возрастной группе делался акцент на вынужденное предпринимательство (профессиональное выгорание, низкий доход, возможность дать детям лучшее будущее) Проанализированы социальные, правовые, экономические условия ведения женской предпринимательской деятельности в регионе.

Список источников: 
  1. Абросимова О. В. Возможности современной женщины в сфере предпринимательской деятельности // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. 2015. № 3. С. 100–108.
  2. Бабаева Л. В., Чирикова А. Е. Женщины в бизнесе // Социологические исследования. 1996. № 3. С. 75–81.
  3. Барсукова С. Ю. Женское предпринимательство : специфика и перспективы // Социологические исследования. 1999. № 9. С. 75–84.
  4. Малютина Т. Г. Отличительные черты женского предпринимательства в России // Женское предпринимательство в экономике России и СНГ / сост. и общ. ред. Э. М. Ивановой. М. : Конверсия и женщины, 2002. С. 91–94.
  5. Здравомыслова Е. А., Темкина А. А. Государственное конструирование гендера в советском обществе // Журнал исследований социальной политики. 2003. Т. 1, № 3–4. С. 299–321.
  6. Acker J. Hierarchies, Jobs, Bodies: A Theory of Gendered Organizations // Gender & Society. 1990. Vol. 4, № 2. P. 139–158.
  7. Здравомыслова Е. А., Тёмкина А. А. 12 лекций по гендерной социологии : учеб. пособие. СПб. : Изд-во Европейского ун-та в Санкт-Петербурге, 2015. 768 с.
  8. Crompton R. Gender and work // Handbook of Gender and Women’s Studies / ed. by K. Davis, M. Evans, J. Lorber. London : Sage, 2006. P. 253–271.
  9. Социальная мобильность в России : поколенческий аспект / отв. ред. В. В. Семенова, М. Ф. Черныш, А. В. Ваньке. М. : Ин-т социологии РАН, 2017. 384 с.
Поступила в редакцию: 
26.04.2022
Принята к публикации: 
04.05.2022
Опубликована онлайн: 
31.08.2022