Известия Саратовского университета. Новая серия.

Серия: Cоциология. Политология

ISSN 1818-9601 (Print)
ISSN 2541-8998 (Online)


Для цитирования:

Понукалин И. А. Трансформация потребительских практик в контексте воздействия новых медиа // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Социология. Политология. 2019. Т. 19, вып. 2. С. 186-191. DOI: 10.18500/1818-9601-2019-19-2-186-191

Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 0)
Язык публикации: 
русский
Тип статьи: 
Научная статья
УДК: 
316.334.2

Трансформация потребительских практик в контексте воздействия новых медиа

Авторы: 
Понукалин Илья Алексеевич, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского
Аннотация: 

Коммуникативные возможности современного цифрового общества принципиально отличимы от предшествующих времен. Активное встраивание новых медиа во все без исключения сферы жизни человека меняет повседневность, формирует новые модели поведения и способы самоорганизации. Под воздействием социальных медиа происходит существенная трансформация потребительских практик, этапов принятия решений о покупке. В определенный период общественного развития потребление становится доминирующим социальным процессом, характеризующим повседневность, приобретает новые медийные развороты и возможности. Важной чертой новых медиа становится конвергенция мультимедийных возможностей, благодаря чему четкая грань между производителем медиасообщения и его потребителем оказывается практически незаметной. В статье представлены результаты эмпирического исследования по выявлению изменений в привычных способах осуществления потребительских практик под воздействием социальных медиа. В качестве методов исследования выбран онлайн-опрос. В ходе исследования выявлено, что на каждом этапе принятия решений о покупке при посредничестве социальных медиа происходят (могут происходить) изменения. В условиях совершенствования технологий и аккумулирования глобальных потоков информации проявляется проблематика усиления контроля за коммуникациями в сетевом обществе. Это часто сопрягается с нарушением приватности и несоблюдением конфиденциальности персональных данных пользователей. Независимо от того, где предпочитает совершать покупку человек – в онлайн или офлайн-формате, – траектория пути к ней прокладывается через цифровые технологии, поскольку, приобретая что-либо сегодня, потребитель в той или иной мере задействует Интернет.

Список источников: 

1 Бауман З. Глобализация. Последствия для человека и общества. М., 2004. С. 115–116.
2 Шрадер Х. Экономическая социология. СПб., 1999. С. 10–11.
3 Бауман З. Текучая современность. СПб., 2008. С. 92.
4 Маркузе Г. Эрос и цивилизация. Одномерный человек : Исследование идеологии развития индустриального общества. М., 2002. С. 12.
5 Делез Ж., Гваттари Ф. Анти-Эдип : Капитализм и шизофрения / пер. с фр. и послесл. Д. Кралечкина, науч. ред. В. Кузнецов. Екатеринбург, 2007. С. 35–36.
6 Томбу Д. Социокультурные аспекты феномена потребления в работах З. Баумана // Палимпсет. Диалог социогуманитарных наук : сб. науч. тр. Вып. 2. М., 2012. С. 225.
7  Коломиец В. П. Медиасреда и медиапотребление в современном российском обществе // Социс. 2010. № 1. C. 61.
8 Что такое Новые медиа, или digital-глобализация. URL: http://smm.artox-media.ru/wiki/new-media.html (дата обращения: 15.11.2018).
9 Семенов Е. Е. Виртуальная сетевая парадигма политической активности // Власть. 2013. № 4. С. 35.
10 Назарчук А. В. Теория коммуникаций в современной философии. М., 2009. С. 313.
11 Девятко И. Ф. Онлайн исследования и методология социальных наук : новые горизонты, новые (и не столь новые) трудности. URL: http://www.marketing.spb.ru/lib-research/methods/online.htm (дата обращения: 19.08.2018).
12 Рынок Интернет-торговли в РФ в 2016 г. ВШЭ. URL: http://docplayer.ru/47152978-Rynok-internettorgovli-v-rf.html (дата обращения: 27.09.2018).
13 Опрос покупателей интернет-магазинов. URL: http://www.marketing.spb.ru/mr/social/retail_ecomm.htm (дата обращения: 07.11.2018).
14 Рынок интернет-торговли в России по итогам 2016 года вырос на 21%. URL: https://www.dp.ru/a/2017/03/14/Rinok_internet-torgovli_v (дата обращения: 22.01.2019).
15 Beer D. Digital by-product data and the social sciences. URL: http://www.york.ac.uk/media/sociology/documents/courses/modules/Digital%... (дата обращения: 21.07.2018).
16 Doctorow C. Big data : Welcome to the petacentre // On-line journal Nature. 2008, no. 455/7209. URL: http://www.nature.com/news/2008/080903/full/455016a.html (дата обращения: 13.01.2019).