Для цитирования:
Понукалин И. А. Трансформация потребительских практик в контексте воздействия новых медиа // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Социология. Политология. 2019. Т. 19, вып. 2. С. 186-191. DOI: 10.18500/1818-9601-2019-19-2-186-191
Трансформация потребительских практик в контексте воздействия новых медиа
Коммуникативные возможности современного цифрового общества принципиально отличимы от предшествующих времен. Активное встраивание новых медиа во все без исключения сферы жизни человека меняет повседневность, формирует новые модели поведения и способы самоорганизации. Под воздействием социальных медиа происходит существенная трансформация потребительских практик, этапов принятия решений о покупке. В определенный период общественного развития потребление становится доминирующим социальным процессом, характеризующим повседневность, приобретает новые медийные развороты и возможности. Важной чертой новых медиа становится конвергенция мультимедийных возможностей, благодаря чему четкая грань между производителем медиасообщения и его потребителем оказывается практически незаметной. В статье представлены результаты эмпирического исследования по выявлению изменений в привычных способах осуществления потребительских практик под воздействием социальных медиа. В качестве методов исследования выбран онлайн-опрос. В ходе исследования выявлено, что на каждом этапе принятия решений о покупке при посредничестве социальных медиа происходят (могут происходить) изменения. В условиях совершенствования технологий и аккумулирования глобальных потоков информации проявляется проблематика усиления контроля за коммуникациями в сетевом обществе. Это часто сопрягается с нарушением приватности и несоблюдением конфиденциальности персональных данных пользователей. Независимо от того, где предпочитает совершать покупку человек – в онлайн или офлайн-формате, – траектория пути к ней прокладывается через цифровые технологии, поскольку, приобретая что-либо сегодня, потребитель в той или иной мере задействует Интернет.
1 Бауман З. Глобализация. Последствия для человека и общества. М., 2004. С. 115–116.
2 Шрадер Х. Экономическая социология. СПб., 1999. С. 10–11.
3 Бауман З. Текучая современность. СПб., 2008. С. 92.
4 Маркузе Г. Эрос и цивилизация. Одномерный человек : Исследование идеологии развития индустриального общества. М., 2002. С. 12.
5 Делез Ж., Гваттари Ф. Анти-Эдип : Капитализм и шизофрения / пер. с фр. и послесл. Д. Кралечкина, науч. ред. В. Кузнецов. Екатеринбург, 2007. С. 35–36.
6 Томбу Д. Социокультурные аспекты феномена потребления в работах З. Баумана // Палимпсет. Диалог социогуманитарных наук : сб. науч. тр. Вып. 2. М., 2012. С. 225.
7 Коломиец В. П. Медиасреда и медиапотребление в современном российском обществе // Социс. 2010. № 1. C. 61.
8 Что такое Новые медиа, или digital-глобализация. URL: http://smm.artox-media.ru/wiki/new-media.html (дата обращения: 15.11.2018).
9 Семенов Е. Е. Виртуальная сетевая парадигма политической активности // Власть. 2013. № 4. С. 35.
10 Назарчук А. В. Теория коммуникаций в современной философии. М., 2009. С. 313.
11 Девятко И. Ф. Онлайн исследования и методология социальных наук : новые горизонты, новые (и не столь новые) трудности. URL: http://www.marketing.spb.ru/lib-research/methods/online.htm (дата обращения: 19.08.2018).
12 Рынок Интернет-торговли в РФ в 2016 г. ВШЭ. URL: http://docplayer.ru/47152978-Rynok-internettorgovli-v-rf.html (дата обращения: 27.09.2018).
13 Опрос покупателей интернет-магазинов. URL: http://www.marketing.spb.ru/mr/social/retail_ecomm.htm (дата обращения: 07.11.2018).
14 Рынок интернет-торговли в России по итогам 2016 года вырос на 21%. URL: https://www.dp.ru/a/2017/03/14/Rinok_internet-torgovli_v (дата обращения: 22.01.2019).
15 Beer D. Digital by-product data and the social sciences. URL: http://www.york.ac.uk/media/sociology/documents/courses/modules/Digital%... (дата обращения: 21.07.2018).
16 Doctorow C. Big data : Welcome to the petacentre // On-line journal Nature. 2008, no. 455/7209. URL: http://www.nature.com/news/2008/080903/full/455016a.html (дата обращения: 13.01.2019).