Известия Саратовского университета. Новая серия.

Серия: Cоциология. Политология

ISSN 1818-9601 (Print)
ISSN 2541-8998 (Online)


Для цитирования:

Понукалин И. А. Влияние новых цифровых технологий на потребительское поведение: региональный аспект // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Социология. Политология. 2019. Т. 19, вып. 1. С. 68-73. DOI: 10.18500/1818-9601-2019-19-1-68-73

Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 0)
Язык публикации: 
русский
Тип статьи: 
Научная статья
УДК: 
316.334.2

Влияние новых цифровых технологий на потребительское поведение: региональный аспект

Авторы: 
Понукалин Илья Алексеевич, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского
Аннотация: 

В статье анализируются различные аспекты влияния новых цифровых технологий на потребительское поведение. Формулируется необходимость социологической интерпретации и осмысления цифровой реальности как масштабного социально-экономического явления, поиска социальных детерминант потребительского поведения в этих условиях. Аргументируется, что цифровые технологии – перспективные инструменты социального конструирования потребительского поведения. Имея техническое воплощение, и, в тоже время, являясь социальным объектом, цифровые технологи изменяют привычные формы потребительского поведения, способствуют появлению практик нового типа. Всего за несколько лет произошел как количественный рост потребителей, ориентированных на покупки через Интернет, так и качественные изменения, выразившиеся в трансформации повседневных потребительских практик. В ходе авторского исследования прослеживается, что вне зависимости от места покупки, будь то магазин или интернет, траектория пути все равно выстраивается через цифровые медиа. Современному человеку все чаще выбор товаров или услуг помогают осуществить его девайсы, предоставляя возможности навигации по бескрайнему интернет-пространству. Артикулируется, что в ходе своего присутствия Интернет-пользователи генерируют «цифровые следы». Их автоматическая фиксация позволяет аналитикам и маркетологам выстраивать профили потребителей, например, для создания контекстной рекламы и дальнейшего конструирования необходимых моделей потребительского поведения. Выявляется, что подобное влияние потребителями чаще всего не осознается. Нет особых тревог и по поводу публичности своей приватной жизни или утечки персональных данных, попадающих в Сеть. Выявлено, что основным сегментом потребителей крупных городских торговых сетей становятся представители молодого поколения – миллениалы, неразрывно связанные с персональными смартфонами, помогающими им в поиске товаров.

Список источников: 

1 Бодрийяр Ж. Система вещей. М. : Рудомино, 1999. С. 213.
2 Кастельс М. Информационная эпоха : экономика, общество и культура. М. : ГУ ВШЭ, 2000.
3 Кастельс М. Становление общества сетевых структур // Новая постиндустриальная волна на Западе : антология / под ред. В. Л. Иноземцева. М. : Academia, 1999. С. 492–506.
4 Моисеев В. Н. Общество синхронизации : человек и его цифровой профайл // Обсерватория культуры. 2014. № 5. С. 109–113.
5 Кислова О. Н., Николаевская А. М. Концепция дополненной реальности : от технологии к социологии // Вісн. ХНУ ім. В. Н. Каразіна. Сер. Соціологічні дослідження сучасного суспільства : методологія, теорія, методи. 2016. Вип. 3. С. 49–54.
6 Ракитов А. И. Человек в оцифрованном мире // Философские науки. 2016. № 6. С. 33–47.
7 Стинс О., Ван Фухт Д. Новые медиа // Вестн. ВолГУ. Сер. 8. Литературоведение. Журналистика. 2008. Вып. 7. С. 98–106.
8 Цифровая экономика : краткий статистический сборник / Г. И. Абдрахманова, Л. М. Гохберг, А. В. Демьяненко [и др.] ; НИУ «Высшая школа экономики». М. : НИУ ВШЭ, 2018.
9 Фирсова Н. Ю. Предикторы инновационных потребительских практик : освоение интернет-шопинга в российских домохозяйствах // Экономическая социология. 2013. Т. 14, № 4. С. 27–57.
10 Ritzer G. Exploration in the Sociology of Consumption. L. : Sage, 2001 P. 146–159.
11 Понукалин И. А. Влияние новых цифровых технологий на поведение потребителей торгово-развлекательных центров : социологический анализ // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Социология. Политология. 2018. Т. 18, вып. 1. С. 47–50. DOI: https://doi.org/10.18500/1818-9601-2018-18-1-47-50
12 Рубанов В. А. Электронная торговля : состояние, проблемы и перспективы (социологический анализ) // Актуальные социологические исследования. 2011.
URL: (дата обращения: 14.03.2018).
13 Beer D. Digital by-product data and the social sciences.URL: http://www.york.ac.uk/media/sociology/documents.....(дата обращения: 21.07.2018).
14 Латур Б. Берлинский ключ, или Как делать слова с помощью вещей // Логос. 2017. Т. 27, № 2. С. 157–170.
15 Мертон Р. Социальная теория и социальная структура. М. : АСТ, Хранитель, 2006. С. 429.
16 Deleuze and New Technology / ed. M. Poster, D. Savat. Edinburgh : Edinburgh Univ. Press, 2009.
17 Розничная торговля в России. 28 сентября 2017. Москва // Московский центр Карнеги. URL: http://carnegie.ru/2016/10/19/ru-event-5425 (дата обращения: 27.08.2018).