семья

Young family in the region: Theory, practice and problems of family policy

The results of a sociological study conducted in Saratov show that the modern young family is transitional from the fi rst traditional type to the second, partner. Its life is characterized by the lengthening of the marital period, a variety of leisure activities, the traditional distribution of duties, limited material opportunities, help from parents, a high level of confl ict. Despite the low awareness of measures to support young families, the majority of respondents are aware of the need to create special programs aimed at comprehensive support of young families.

Divorce in the post-Covid period: Causes and consequences

The article is devoted to the study of the main trends in divorce rates in three subjects of the Russian Federation (Moscow, Saratov and Chelyabinsk regions) for the period of 2011–2019, taking into account a number of socio-demographic indicators: gender, age, duration of marriage, number of children in the family and the place of residence (city / village).

The role of mass media in the socialization of personality and generations (on the basis of sociological materials)

The problem of socialization of the individual and generations is one of the most urgent ones. The influence of mass media is associated with certain challenges and risks for society and individuals, especially in relation to socially insuffi ciently mature children, adolescents and youth. It is in the young age that individuals go through the most crucial stage of socialization and the formation of a socially mature personality.

Rural self-employment: Methodical approaches to measurement and analysis

The article presents the experience of applying the theoretical and methodological means and tools of sociology to study the process of integration and diff erentiation of rural residents, taking place on the basis of family management. It is shown that the range of diff erences within the actors of self-employment is determined by the demographic composition, the production potential of the farmstead, and the orientation towards development. Integration issupported by the similarity of cultural values.

Family violence in COVID-19 pandemic: Who is guilty and what to do?

The article presents the analysis of the problem of domestic violence on the basis of domestic and foreign statistical data and the research results. Attention is focused on the aggravation of this problem during the pandemic of the new coronavirus infection COVID-19 in many countries of the world.

The values in the system of a Russian serviceman’s of the family social culture

Theoretical, methodological, and empirical substantiation of the problem of values’ development of a serviceman’s family after the implementation of the civil-military relations reform in Russia in 2012 is presented. On the basis of the study from the sociological survey “Family Culture of the Russian Servicemen”, the trends in updating family values in the post-reform period are revealed.

Police Officers’ Social Well-Being: Gender and Settlement Characteristics

The need to study the social well-being of police officers is due to the high importance of this profession for protecting the rights and legitimate interests of the Russian population, and for ensuring public order. It examines the gender and settlement characteristics of the police officers ‘social well-being, which affect the police officers’ perception of their level of social protection, remuneration and bonuses, career prospects, satisfaction with housing conditions, relations with colleagues, friends, neighbors, and family life.

A Modern Family with a Sick Relative as an Object of Assistance and a Subject of Self-Support in the Scope of Social Policy

The article discusses how the state interacts with the family as a social institution through the prism of the state family policy. The paper also monitors processes behind changing vectors in the area of family policy development in their historical dynamics, which, in its turn, reveals the negative aspects of implementing family policy in paternalistic and liberal directions. The author examines key features of the family policy modern model in the Russian Federation.

Changing the Role of the Parental Family the Social Mobility of Youth in Russia

There is analysis of social mobility of Russian young people in the article. The authors analyze modern scientific literature on this topic Influence of macro-factors prevails over personal resources of a young man. So families try to compensate this. As a result, a family acts as strengthenings instrument of social inequality. Young people from high-status families have opportunities for social growth. Young people from low-status families are often immobile. Of course, the status of the parental family is not inherited by children. But it allows you to provide access to resources.

Особенности развития сельских домохозяйств в Саратовском регионе

В статье на основе результатов региональных социологических исследований и данных всероссийской статистики анализируются особенности социально-экономического развития сельских домохозяйств в постсоветский и современны период. Выявлены тенденции к урбанистическому складу домохозяйств на селе с частичным сохранением элементов архаичности.

Pages

семья

Молодая семья в регионе: теория, практика и проблемы семейной политики

В статье результатам социологического исследования, проведенного в Саратове, показано, что современная молодая семья является переходной от первого традиционного типа ко второму, партнерскому. Ее жизнь отличается удлинением срока вступления в брак, разнообразием досуга, традиционным распределением обязанностей, ограниченными материальными возможностями, помощью со стороны родителей, высоким уровнем конфликтности.

Расторжение брака в постковидный период: причины и последствия

Статья посвящена изучению основных трендов разводимости в трех субъектах РФ (Московской, Саратовской и Челябинской областях) за период 2011–2019 гг. с учетом ряда социально-демографических показателей: пола, возраста, продолжительности брака, числа детей в семье и места проживания (город/село) с использованием количественных методов исследования. Установлены основные причины развода в изучаемых регионах, зависимость разводимости от ряда социально-демографических показателей – пола, возраста, количества детей в семье.

Роль масс-медиа в социализации личности и поколений (по социологическим материалам)

Проблема социализации личности и поколений является одной из самых актуальных. С влиянием масс-медиа связаны определённые вызовы и риски для общества и индивидов, особенно в отношении недостаточно зрелых в социальном отношении детей, подростков и молодёжи. Именно в молодом возрасте индивиды проходят наиболее ответственный этап социализации и формирования социально зрелой личности. В ответах респондентов признаётся тенденция ослабления роли семьи и усиления роли СМИ в воспитании детей, подростков и молодёжи по мере их взросления.

Сельская самозанятость: методические подходы к измерению и анализу

В статье представлен опыт применения теоретико-методологическихсредств и инструментов социологии для изучения процесса интеграции и дифференциации сельских жителей, складывающихся на базе семейного хозяйствования. Показано, что диапазон различий внутри акторов самозанятости определяется демографическим составом, производственным потенциалом подворья, ориентацией на развитие. Интеграция поддерживается сходством ценностей культуры.

Проблема домашнего насилия в пандемию COVID-19: кто виноват и что делать?

В статье представлен анализ проблемы домашнего насилия, сделанный на основе отечественных и зарубежных статистических данных и результатов научных исследований. Акцентировано внимание на усугублении указанной проблемы во время пандемии новой коронавирусной инфекции COVID-19 во многих странах мира.

Ценности в системе социальной культуры семьи российского военнослужащего

Представляется теоретическое, методологическое, эмпирическое обоснование проблемы развития ценностей семьи военнослужащего после реализации реформы гражданско-военных отношений России 2012 г. На основе исследования данных социологического опроса «Культура семьи российского военнослужащего» выявляются тенденции обновления ценностей семьи в послереформенный период.

Социальное самочувствие полицейских: гендерные и поселенческие особенности

Необходимость исследования социального самочувствия сотрудников полиции обусловлена высокой значимостью данной профессии для охраны прав и законных интересов населения России, для обеспечения общественного порядка. В данной статье рассматриваются гендерные и поселенческие особенности социального самочувствия сотрудников полиции, влияющие на восприятие полицейскими уровня своей социальной защищенности, оплаты труда и премирования, карьерных перспектив, удовлетворенности жилищными условиями, отношениями с коллегами, друзьями, соседями, а также семейной жизнью.

Современная семья с больным родственником как объект помощи и субъект самопомощи в зеркале социальной политики

В статье рассматривается процесс взаимодействия государства с таким социальным институтом, как семья, через призму государственной семейной политики. Отслеживается процесс смены векторов развития семейной политики в исторической динамике, в результате чего выявляются негативные аспекты реализации семейной политики в патерналистском и либеральном направлениях. Раскрываются особенности современной модели семейной политики Российской Федерации. Анализируется семейная политика в Нижегородской области в рамках объектно-субъектной и субъектно-субъектных взаимодействий социальных институтов.

Трансформирование роли родительской семьи в социальной мобильности молодежи в России

В статье рассматривается изменяющаяся роль семьи при осуществлении социальной мобильности и выборе ее направления молодыми людьми. Авторы, используя институциональный подход к исследуемому явлению, приходят к выводу, что институциональные детерминанты сегодня обладают большим влиянием и воздействием на возможности социальной мобильности российской молодежи, чем личные ресурсы молодого человека. Влияние социальных институтов, в частности института семьи, продолжает усиливаться, закрепляя социальное неравенство.

Особенности развития сельских домохозяйств в Саратовском регионе

В статье на основе результатов региональных социологических исследований и данных всероссийской статистики анализируются особенности социально-экономического развития сельских домохозяйств в постсоветский и современны период. Выявлены тенденции к урбанистическому складу домохозяйств на селе с частичным сохранением элементов архаичности.

Страницы