Для цитирования:
Афанасьева К. А. «Цифра» и суверенность в современной российской образовательной политике // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Социология. Политология. 2024. Т. 24, вып. 2. С. 223-228. DOI: 10.18500/1818-9601-2024-24-2-223-228, EDN: GLJTPT
«Цифра» и суверенность в современной российской образовательной политике
В статье представлен анализ противоречия, которое сегодня характеризует государственную инициативу по переходу российского образования от Болонского формата к функционированию «суверенному» и «уникальному». Это противоречие между установками на ускоренную цифровизацию образовательной сферы и одновременно на приобретение ею неких неповторимых нигде в современном мире качеств. Приведены аргументы в пользу того, что попытки субъектов российской образовательной политики придать конструктивный смысл идеям суверенизации образования в нашей стране и достижения им состояния уникальности будут сталкиваться с объективной необходимостью жертвовать суверенностью и уникальностью ради выполнения технических условий цифровизации. В статье спрогнозированы ожидаемые рискованные последствия такого конфликта смыслов и целей в идеологии планируемых образовательных реформ для государственной образовательной политики.
- Лекция Министра просвещения Российской Федерации Сергея Кравцова «О развитии суверенной национальной системыобразования». URL: https://edu.gov.ru/press/6476/lekciya-ministra-prosvescheniyarossiyskoy-... (дата обращения: 10.10.2023).
- О внесении изменений в Основы государственной культурной политики, утвержденные Указом Президента РФ от 24.12.2014 № 808 : указ Президента РФ от 25.01.2023 №35. Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».
- Полный текст выступления Владимира Путина на заседании дискуссионного клуба «Валдай» 5 октября 2023 г.: о чем говорил Президент России. URL: https://www.kp.ru/daily/27564/4833298/?ysclid=loimr xf2wk435665369 (дата обращения: 07.10.2023).
- Белицкий К. А. Цифровизация начального образования: анализ проблем, изучение перспектив и оценка рисков // Актуальные вопросы гуманитарных и социальных наук: от теории к практике : материалы III Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием (Чебоксары, 19 января 2023 г.) / гл. ред. Ж. В. Мурзина. Чебоксары : Среда, 2023. С. 65–67.
- Караулова О. А., Киреева Н. В. Риски цифровизации профессионального образования и обучения // IX Российская научно-методическая конференция профессорско-преподавательского состава, научных сотрудников и аспирантов : материалы конф. (Самара, 5–8 апреля 2021 г.). Самара : Поволжский гос. ун-т телекоммуникаций и информатики, 2021. С. 72. EDN: OXFDJV
- Грязнова Е. В., Куимова Н. Н., Чиркова К. А. Риски цифровизации образования как причины возникновения кризисных ситуаций в образовательном процессе // Перспективы науки. 2022. № 2 (149). С. 159–161. EDN: TUWRWB
- Шаповалова О. Н. Преимущества и риски цифровизации школьного образования глазами педагогов и родителей: аналитический обзор // Научное обозрение. Педагогические науки. 2022. № 1. С. 49–54.
- Шадже А. Ю., Ильинова Н. А. Образование в условиях нового глобального риска: цифровизация и гуманизация // Социально-гуманитарные знания. 2020. № 6. С. 71–83. EDN: FYIMMX
- Титаренко Л. Г. Цифровизация высшего образования в условиях пандемии: новые риски и угрозы // Россия в ХХI веке: образование как важный цивилизационный институт развития и формирования российской культурно-исторической идентичности : сб. докладов и материалов ХХX Моисеевских чтений – науч.-практ. конф. (Москва, 24–25 марта 2022 г.). М. : Академия МНЭПУ, 2022. С. 382–387. EDN: MCQXLA