Известия Саратовского университета. Новая серия.

Серия: Cоциология. Политология

ISSN 1818-9601 (Print)
ISSN 2541-8998 (Online)


Для цитирования:

Темаев Т. В., Сынкина О. П., Фирсова О. С. Формальные и неформальные практики социального обслуживания пожилых граждан // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Социология. Политология. 2024. Т. 24, вып. 3. С. 267-273. DOI: 10.18500/1818-9601-2024-24-3-267-273, EDN: DHYDUW

Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 0)
Язык публикации: 
русский
Тип статьи: 
Научная статья
УДК: 
316.346.3
EDN: 
DHYDUW

Формальные и неформальные практики социального обслуживания пожилых граждан

Авторы: 
Темаев Тимур Вадудович, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского
Сынкина Ольга Петровна, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского
Фирсова Ольга Сергеевна, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского
Аннотация: 

В статье, опираясь на результаты количественного (анкетный опрос) и качественного (интервью) исследований, осуществлен анализ формальных и неформальных практик социального обслуживания пожилых потребителей социальных услуг в современной России. Анализируется современное состояние системы социального обслуживания граждан пенсионного возраста в нашей стране, что позволило авторам констатировать невозможность ее государственной формализации с целью удовлетворения всех социальнобытовых и медицинских потребностей граждан третьего и четвертого возрастов. Подчеркнута необходимость серьезной трансформации существующей системы государственного социального обслуживания в сторону расширения ее субъектов – участников рынка услуг. Рассматриваются практики социально-бытового, социально-медицинского и психологического обслуживания пожилых граждан на дому. Выявляются наиболее востребованные услуги за полную плату или оплачиваемые частично. Определена ранжированность востребованности социальных услуг: услуги социально-бытового характера: приготовление пищи, покупка продуктов, уборка; услуги по организации медицинских мероприятий: сопровождение в поликлинику, покупка лекарств, гигиенические процедуры; услуги психологического характера, выполняющиеся реже и реализующиеся в процессе взаимодействие с клиентом. Авторы приходят к выводу, что, несмотря на коммерциализацию социальных услуг и их договорную регламентацию, трансформации практик социального обслуживания со стороны потребителей услуг не наблюдается. Социальным работникам свойственно, помимо своего профессионального долга, удовлетворять еще и дополнительные просьбы, вне списка положенных потребителю услуг, что не становятся препятствием для формирования благоприятного взаимодействия между сотрудниками социальных служб и пожилыми гражданами. 

Список источников: 
  1. Буланова М. А. Федеральный проект «Старшее поколение»: проблемы измерения и перспективы реализации // Власть и управление на Востоке России. 2019. № 4 (89). С. 101–115. https://doi.org/10.22394/1818-4049-2019-89-4-101-115
  2. Елютина М. Э., Климова С. В. Преимущества и риски социальной работы в оценках социальных работников // Социологические исследования. 2020. № 11. С. 107–117. https://doi.org/10.31857/S013216250009560-9 3. Саралиева
  3. Х., Ермилова А. В. «Старые пожилые» как объект и субъект социальных рисков в системе социально-трудовых отношений // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Социально-экономические науки. 2019. № 4. С. 8–19. https://doi.org/10.15593/2224-9354/2019.4.1
  4. Виноградова О. Е. Диверсификация услуг и сервисов как стратегия конкуренции в социальной сфере // Вестник государственного университета Дубна. Серия: Науки о человеке и обществе. 2020. № 2. С. 56–63. https://doi.org/10.37005/2687-0231-2020-0-5-56-63, EDN: TETUGH
  5. Акакин Е. Н. Развитие платных услуг. URL: https://bp.mintrud.gov.ru/storage/practic/presentation/d9c8156eae1e476c4... (дата обращения: 08.11.2023).
  6. Темаев Т. В., Сынкина О. П., Хачатурян А. К. Социальное обслуживание пожилых граждан: взгляд получателей услуг // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Социология. Политология. 2022. Т. 22, вып. 2. С. 160–165. https://doi.org/10.18500/1818-9601-2022-22-2-160-165
  7. Горбунова В. В., Иванов Н. П., Киселева И. Н. Повышение социально-экономической эффективности социального обслуживания граждан пожилого возраста в Российской Федерации // Фундаментальные исследования. 2017. № 9, ч. 2. С. 418–422. EDN: ZITUAH
  8. Акулина Л. В., Летягина Е. Н., Чуранов С. Е. Проблемные аспекты развития рынка социальных услуг для пожилых граждан в России // Вестник современных исследований. 2018. № 7.1 (22). С. 215–217. EDN: UVNFXU
  9. Парфенова О. А. Трансформация социального обслуживания пожилых в региональном контексте современной России // Журнал социологии и социальной антропологии. 2018. Т. 21, № 2. С. 165–186. https://doi.org/10.31119/jssa.2018.21.2.6
  10. Смородинова-Щетинина Л. Г. Особенности общения пожилых людей // Царскосельские чтения. 2010. № 5. С. 64–68.
  11.  Луман Н. Формы помощи в процессе изменения общественных условий // Социологический журнал. 2000. № 1–2. С. 16–35.
Поступила в редакцию: 
23.10.2023
Принята к публикации: 
07.02.2024
Опубликована онлайн: 
30.08.2024
Опубликована: 
30.08.2024
Краткое содержание:
(загрузок: 0)