Известия Саратовского университета. Новая серия.

Серия: Cоциология. Политология

ISSN 1818-9601 (Print)
ISSN 2541-8998 (Online)


Для цитирования:

Баландина Т. М., Быченко Ю. Г. Модернизация образовательного потенциала в условиях частичной военной мобилизации в России // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Социология. Политология. 2023. Т. 23, вып. 3. С. 276-283. DOI: 10.18500/1818-9601-2023-23-3-276-283, EDN: MILENG

Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 0)
Полный текст в формате PDF(En):
(загрузок: 49)
Язык публикации: 
русский
Тип статьи: 
Научная статья
УДК: 
316.4.05
EDN: 
MILENG

Модернизация образовательного потенциала в условиях частичной военной мобилизации в России

Авторы: 
Баландина Таисия Михайловна, Саратовский военный ордена Жукова Краснознаменный институт войск национальной гвардии РФ
Быченко Юрий Григорьевич, Саратовский военный ордена Жукова Краснознаменный институт войск национальной гвардии РФ
Аннотация: 

Уточнены специфические проблемы развития образовательного потенциала россиян, связанные с резким обострением военного противостояния в мире, активизацией военных действий на Украине, осуществлением частичной мобилизации, а также мобилизационной образовательной подготовкой части экономически активного населения России. Проанализированы теоретические разработки, посвященные исследованию образовательного потенциала, условно ранжированы данные концепции на междисциплинарные, общесоциологические, военно-социологические. Интеграция различных взглядов позволила доказать, что в условиях существенного роста военной напряженности в мире общая тенденция модернизации образовательного потенциала определяет необходимость усиления военно-образовательного и адаптационного компонента данного потенциала. Выдвигается гипотеза, согласно которой модернизация образовательного потенциала населения в условиях частичной военной мобилизации в России предполагает: обновление его содержания (внедрение дополнительных военно-образовательных компонентов); насыщение научно-духовного качества (накопление инновационной составляющей способностей его носителей); выделение адаптивного потенциала как самостоятельного компонента саморазвития (накопление адаптивной составляющей способностей носителей образовательного потенциала). Представлены конкретные направления модернизации образовательного потенциала россиян в условиях частичной военной мобилизации. Первое направление – переход к комплексному и непрерывному формированию образовательного потенциала. На всех уровнях общего, профессионального, дополнительного образования должна прослеживаться двойственная целевая направленность: общая и специальная гражданская; общая военная. Второе направление – становление проактивного (опережающего) типа формирования образовательного потенциала. Важно в системе образования преобразовать характер научно-инвестиционных потоков, активизировать каналысоциокультурной мобильности. Третье направление – выделение адаптивного потенциала как отдельной составляющей образовательного потенциала. Доказывается, что в новых условиях реализация образовательного потенциала зависит от способностей индивидов быстро оценивать изменения внешней социальной среды, адаптироваться, формировать новые модели воздействия в процессе труда, службы, военного воздействия на неприятеля. Адаптивный образовательный потенциал предлагается рассматривать как характеристику образовательных способностей личности к приспособлению собственной деятельности как в мирное, так и военное время.

Список источников: 
  1. Bowen H. R. Investment in Learning. San Francisco, CA : Jossey-Bass, 1977. 507 p.
  2. Thurow L.C. Investment in Human Capital. Wadsworth Publishing Company, Inc., 1970. 145 p. (Wadsworth Series in Labor Economics and Industrial Relations).
  3. Долан Э. Дж., Линдсей Д. Е. Рынок: микроэкономическая модель. СПб. : Печатный Двор, 1992. 496 с.
  4. Begg D., Fischer S., Dornbusch R. Economics. 3rd ed. London : McGraw-Hill, 1991. 667 р.
  5. Черевишник Н. Н. Трудовой потенциал как объект социального планирования // Вестник Саратовского агроуниверситета им. Н. И. Вавилова. 2006. № 5. С. 89–91.
  6. Черевишник Н. Н. Совершенствование программноцелевого планирования развития трудового потенциала // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2006. № 13. С. 124–128.
  7. Ивченков С. Г. Цифровизация современного российского общества: тенденции и проблемы // Дыльновские чтения «Общество и личность в условиях информационно-цифровых трендов» : материалы VI Всерос. науч.-практ. конф. Саратов : Саратовский источник, 2019. С. 29–34.
  8. Ивченков С. Г., Бегинина И. А., Шахматова Н. В. Профессиональное становление будущих специалистов в рамках вторичной занятости студентов // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия : Социология. Политология. 2019. Т. 19, вып. 2. С. 136–140. https://doi.org/10.18500/1818-9601-2019-19-2-136-140
  9. Ивченков С. Г., Сайганова Е. В., Шахматова Н. В. Динамика социального самочувствия саратовской молодежи: трудоустройство, ценности и опасения // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия : Социология. Политология. 2022. Т 22, вып. 1. С. 51–59. https://doi.org/10.18500/1818-9601-2022-22-1-51-59
  10. Пихтелёв А. М. Духовно-культурное развитие деятельностного человеческого потенциала военнослужащих // Alma mater. 2019. № 4. С. 62–66. https://doi.org/10.20339/AM.04-19.062
  11. Пихтелёв А. М. Институциональный подход оценки социокультурного потенциала военнослужащих // Alma mater. 2019. № 2. С. 71–74. https://doi.org/10.20339/AM.02-19.071
  12. Быченко Ю. Г., Пихтелёв А. М. Развитие человеческого потенциала в оценках военнослужащих // Власть. 2019. № 1. С. 209–216. https://doi.org/10.31171/vlast.v27i1.6254
  13. Быченко Ю. Г. Здоровье как показатель биологического человеческого капитала работника // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия : Экономика. Социология. Менеджмент. 2022. Т. 12, № 5. С. 242–252. https://doi.org/10.21869/2223-1552-2022-12-5-242-252
  14. Немоляев В. В., Савенко А. А. Профессиональное развитие как фактор трудовой мотивации работников //   Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2017. № 1. С. 219–223
  15. Баландина Т. М., Хвостанцев С. В. Профессиональная адаптация офицеров национальной гвардии России // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2017. № 3. С. 167‒171. EDN: ZEGAIL
  16. Баландина Т. М., Кузнецов Н. И. Особенности социальной адаптации курсантов современного военного института // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2018. № 4. С. 166‒171. EDN: YNMAVF
  17. Быченко Ю. Г., Передумов М. А. Социокультурная среда военнослужащих: основные характеристики // PRIMO ASPECTU. 2022. № 4 (52). С. 22‒31. https://doi.org/10.35211/2500-2635-2022-4-52-22-31
  18. Курдюков Д. Н. Образ жизни военнослужащего как предмет социологического исследования // Социально-гуманитарные знания. 2019. № 6. С. 271–279
Поступила в редакцию: 
27.01.2023
Принята к публикации: 
10.02.2023
Опубликована онлайн: 
31.08.2023
Краткое содержание:
(загрузок: 0)