Для цитирования:
Баландина Т. М., Быченко Ю. Г. Модернизация образовательного потенциала в условиях частичной военной мобилизации в России // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Социология. Политология. 2023. Т. 23, вып. 3. С. 276-283. DOI: 10.18500/1818-9601-2023-23-3-276-283, EDN: MILENG
Модернизация образовательного потенциала в условиях частичной военной мобилизации в России
Уточнены специфические проблемы развития образовательного потенциала россиян, связанные с резким обострением военного противостояния в мире, активизацией военных действий на Украине, осуществлением частичной мобилизации, а также мобилизационной образовательной подготовкой части экономически активного населения России. Проанализированы теоретические разработки, посвященные исследованию образовательного потенциала, условно ранжированы данные концепции на междисциплинарные, общесоциологические, военно-социологические. Интеграция различных взглядов позволила доказать, что в условиях существенного роста военной напряженности в мире общая тенденция модернизации образовательного потенциала определяет необходимость усиления военно-образовательного и адаптационного компонента данного потенциала. Выдвигается гипотеза, согласно которой модернизация образовательного потенциала населения в условиях частичной военной мобилизации в России предполагает: обновление его содержания (внедрение дополнительных военно-образовательных компонентов); насыщение научно-духовного качества (накопление инновационной составляющей способностей его носителей); выделение адаптивного потенциала как самостоятельного компонента саморазвития (накопление адаптивной составляющей способностей носителей образовательного потенциала). Представлены конкретные направления модернизации образовательного потенциала россиян в условиях частичной военной мобилизации. Первое направление – переход к комплексному и непрерывному формированию образовательного потенциала. На всех уровнях общего, профессионального, дополнительного образования должна прослеживаться двойственная целевая направленность: общая и специальная гражданская; общая военная. Второе направление – становление проактивного (опережающего) типа формирования образовательного потенциала. Важно в системе образования преобразовать характер научно-инвестиционных потоков, активизировать каналысоциокультурной мобильности. Третье направление – выделение адаптивного потенциала как отдельной составляющей образовательного потенциала. Доказывается, что в новых условиях реализация образовательного потенциала зависит от способностей индивидов быстро оценивать изменения внешней социальной среды, адаптироваться, формировать новые модели воздействия в процессе труда, службы, военного воздействия на неприятеля. Адаптивный образовательный потенциал предлагается рассматривать как характеристику образовательных способностей личности к приспособлению собственной деятельности как в мирное, так и военное время.
- Bowen H. R. Investment in Learning. San Francisco, CA : Jossey-Bass, 1977. 507 p.
- Thurow L.C. Investment in Human Capital. Wadsworth Publishing Company, Inc., 1970. 145 p. (Wadsworth Series in Labor Economics and Industrial Relations).
- Долан Э. Дж., Линдсей Д. Е. Рынок: микроэкономическая модель. СПб. : Печатный Двор, 1992. 496 с.
- Begg D., Fischer S., Dornbusch R. Economics. 3rd ed. London : McGraw-Hill, 1991. 667 р.
- Черевишник Н. Н. Трудовой потенциал как объект социального планирования // Вестник Саратовского агроуниверситета им. Н. И. Вавилова. 2006. № 5. С. 89–91.
- Черевишник Н. Н. Совершенствование программноцелевого планирования развития трудового потенциала // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2006. № 13. С. 124–128.
- Ивченков С. Г. Цифровизация современного российского общества: тенденции и проблемы // Дыльновские чтения «Общество и личность в условиях информационно-цифровых трендов» : материалы VI Всерос. науч.-практ. конф. Саратов : Саратовский источник, 2019. С. 29–34.
- Ивченков С. Г., Бегинина И. А., Шахматова Н. В. Профессиональное становление будущих специалистов в рамках вторичной занятости студентов // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия : Социология. Политология. 2019. Т. 19, вып. 2. С. 136–140. https://doi.org/10.18500/1818-9601-2019-19-2-136-140
- Ивченков С. Г., Сайганова Е. В., Шахматова Н. В. Динамика социального самочувствия саратовской молодежи: трудоустройство, ценности и опасения // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия : Социология. Политология. 2022. Т 22, вып. 1. С. 51–59. https://doi.org/10.18500/1818-9601-2022-22-1-51-59
- Пихтелёв А. М. Духовно-культурное развитие деятельностного человеческого потенциала военнослужащих // Alma mater. 2019. № 4. С. 62–66. https://doi.org/10.20339/AM.04-19.062
- Пихтелёв А. М. Институциональный подход оценки социокультурного потенциала военнослужащих // Alma mater. 2019. № 2. С. 71–74. https://doi.org/10.20339/AM.02-19.071
- Быченко Ю. Г., Пихтелёв А. М. Развитие человеческого потенциала в оценках военнослужащих // Власть. 2019. № 1. С. 209–216. https://doi.org/10.31171/vlast.v27i1.6254
- Быченко Ю. Г. Здоровье как показатель биологического человеческого капитала работника // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия : Экономика. Социология. Менеджмент. 2022. Т. 12, № 5. С. 242–252. https://doi.org/10.21869/2223-1552-2022-12-5-242-252
- Немоляев В. В., Савенко А. А. Профессиональное развитие как фактор трудовой мотивации работников // Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2017. № 1. С. 219–223
- Баландина Т. М., Хвостанцев С. В. Профессиональная адаптация офицеров национальной гвардии России // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2017. № 3. С. 167‒171. EDN: ZEGAIL
- Баландина Т. М., Кузнецов Н. И. Особенности социальной адаптации курсантов современного военного института // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2018. № 4. С. 166‒171. EDN: YNMAVF
- Быченко Ю. Г., Передумов М. А. Социокультурная среда военнослужащих: основные характеристики // PRIMO ASPECTU. 2022. № 4 (52). С. 22‒31. https://doi.org/10.35211/2500-2635-2022-4-52-22-31
- Курдюков Д. Н. Образ жизни военнослужащего как предмет социологического исследования // Социально-гуманитарные знания. 2019. № 6. С. 271–279