Известия Саратовского университета. Новая серия.

Серия: Cоциология. Политология

ISSN 1818-9601 (Print)
ISSN 2541-8998 (Online)


Для цитирования:

Каминченко Д. И. Политический имидж в электоральный период: по материалам избирательной кампании в Нижегородской области в 2023 году // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Социология. Политология. 2024. Т. 24, вып. 1. С. 80-89. DOI: 10.18500/1818-9601-2024-24-1-80-89, EDN: VOVSAV

Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 0)
Язык публикации: 
русский
Тип статьи: 
Научная статья
УДК: 
328
EDN: 
VOVSAV

Политический имидж в электоральный период: по материалам избирательной кампании в Нижегородской области в 2023 году

Авторы: 
Каминченко Дмитрий Игоревич, Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского
Аннотация: 

Встатье изучается содержаниеполитическогоимиджаодногоизрегиональныхроссийскихруководителейв электоральный период (выборы глав субъектов России 2023 г.). Цель работы заключается в выявлении особенностей символико-смыслового наполнения сетевого имиджа регионального политического лидера в предвыборный период. Выполнение поставленной цели в работе осуществляется при помощи концепта имиджево-ролевого конструкта и методов контент-анализа (качественно-количественный тип) и сравнительного анализа. Информационный массив данных составили текстовые записи, размещенные на официальной интернет странице губернатора Нижегородской области Г. С. Никитина во «ВКонтакте» и в его Telegram-канале, за период с мая по сентябрь 2023 г. По результатам проведенного исследования установлено, что самым популярным имиджево-ролевым конструктом на обеих интернет-площадках стал «хозяйственник». Далее по частоте встречаемости идут такие конструкты, как «командный игрок», «лидер, который в курсе различных деталей актуальных проблем» и «лидер, устремленный в будущее». Сделан вывод о близости показателей частоты встречаемости разных символико-смысловых конструктов в рамках имиджа лидера, представленного внутри двух указанных сетевых каналов коммуникации (на официальной интернет-странице во «ВКонтакте» и в Телеграм-канале).

Список источников: 
  1. Holderberg P., Ballowitz J. Politisierung durch Zwang? // Zeitschrift für Politikwissenschaft. 2020. Bd. 30, № 3. S. 401–423. https://doi.org/10.1007/s41358-020-00217-4
  2. Merten H. Wahlen in Pandemiezeiten – ein juristisches Risikogebiet // Zeitschrift für Politikwissenschaft. 2021. Bd. 31, № 1. S. 61–69. https://doi.org/10.1007/s41358-021-00259-2
  3. Василенко С. А., Дебольская А. А. Женщина-политик: эволюция имиджа на примере Терезы Мэй и Юлии Тимошенко // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2020. № 3 (32). С. 33‒36. 
  4. Головченко А. В. Имиджевые инверсии либерального лидерства в современной России // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Социология. Политология. 2018. Т. 18, вып. 4. С. 457–462. https://doi.org/10.18500/1818-9601-2018-18-4-457-462
  5. Канюков А. Н. Убедить россиянина. Структура убеждающего воздействия в формировании имиджевых характеристик депутатов Законодательного собрания Санкт-Петербурга // Вестник Пермского университета. Политология. 2018. Т. 18, вып. 2. С. 124–146. https://doi.org/10.17072/2218-1067-2018-2-124-146
  6. Курманина Т. С. Особенности формирования имиджа региональных политических лидеров // Вестник науки и образования. 2017. № 8 (32). С. 44–46.
  7. Толкалов А. С. Сущность политического имиджа: отечественный и зарубежный опыт теоретического осмысления // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Социология. Политология. 2013. Т. 13, вып. 2. С. 72–75. https://doi.org/10.18500/1818-9601-2013-13-2-72-75
  8. Bird R. T., Hickey H. K., Leavitt M. J., Robinson J. L. The dark authoritarians: Profi ling the personality, emotional style, and authoritarian attitudes of the major American parties // Personality and Individual Differences. 2022. Vol. 186. Pt. B. https://doi.org/10.1016/j.paid.2021.111298
  9. Coakley J., Garry J., Matthews N., O’Leary B. Party images in Northern Ireland: Evidence from a new dataset // Irish Political Studies. 2019. Vol. 34, № 1. P. 1–24. https://doi.org/10.1080/07907184.2018.1499621
  10. Severt K., Hahm J. J. Impact of political event and political affl iation on destination image and a longitudinal approach of image change // Journal of Destination Marketing & Management. 2020. Vol. 15. https://doi.org/10.1016/j.jdmm.2019.100406
  11. Warren C., Schneider Sh., Smith K. B., Hibbing J. R. Motivated viewing: Selective exposure to political images when reasoning is not involved // Personality and Individual Differences. 2020. Vol. 155. https://doi.org/10.1016/j.paid.2019.109704
  12. Wright J. D., Tomlinson M. F. Personality profiles of Hillary Clinton and Donald Trump: Fooled by your own politics // Personality and Individual Differences. 2018. Vol. 128. P. 21–24. https://doi.org/10.1016/j.paid.2018.02.019
  13. Синеокая Н. А. Имидж политика, формируемый в современных электронных СМИ (на примере женщин-политиков Германии) // Филология и просветительство. Научное, педагогическое, краеведческое наследие Н. М. Лебедева : материалы конференции (Тверь, 22–23 сентября 2017 г.). Тверь : ООО «СФК-офис», 2017. С. 235–242. EDN: YOHAOV
  14. Пищева Т. Н. Политические образы: проблемы исследования и интерпретации // Полис. Политические исследования. 2011. № 2. С. 47–52.
  15. Shyles L. Profi ling candidate images in televised political spot advertisements for 1984: Roles and realities of presidential jousters at the height of the Reagan Era // Political Communication. 1988. Vol. 5, iss. 1. P. 15–31. https://doi.org/10.1080/10584609.1988.9962835
  16. Söker Ph. (K)Eine Frage des Führungsstils? // Zeitschrift für Internationale Beziehungen. 2021. Jahrgang 28. Heft 1. S. 68–100. https://doi.org/10.5771/0946-7165-2021-1-68
  17. Rauscher N., Schäfer M. Leveling the playing fi eld – Kommunikationsstrategien und Ungleichheitsnarrative des linken Diskurses im Umfeld der Demokratischen Partei der USA // Zeitschrift für Politikwissenschaft. 2022. Bd. 32, № 1. S. 221–249. https://doi.org/10.1007/s41358-021-00275-2
  18. Waldvogel T. Alles Wut? Der Einfl uss von Emotionen auf die Wahrnehmung und Wirkung von TV-Debatten am Beispiel der Bundestagswahl 2017 // Zeitschrift für Politikwissenschaft. 2020. Bd. 30, № 1. S. 53–86. https://doi.org/10.1007/s41358-020-00211-w
  19. Leidecker-Sandmann M., Geise S. Tradition statt Innovation. Die deutsche Presseberichterstattung über die Wahlkampfstrategien der Parteien zur Bundestagswahl 2017 // Studies in Communication and Media. 2020. Jahrgang 9. Heft 2. S. 264–307. https://doi.org/10.5771/2192-4007-2020-2-264
  20. Каминченко Д. И. Сетевизация символического поля публичной политики (на примере политического имиджа регионального лидера) // Политическая экспертиза: ПОЛИТЭКС. 2022. Т. 18, № 4. С. 425–441. https://doi.org/10.21638/spbu23.2022.405
  21. Angenendt M. Rage against the party machine? Wählergemeinschaften als Alternative im kommunalpolitischen Wettbewerb // Zeitschrift für Politikwissenschaft. 2021. Bd. 31, № 4. S. 627–641. https://doi.org/10.1007/s41358-021-00301-3
  22. Карпова Т. Б. Пермский политический дискурс в Сети интернет глазами лингвиста // Медиаскоп : электронный научный журнал. 2011. № 1. C. 11. URL: http://www.mediascope.ru/node/754 (дата обращения: 23.10.2023).
  23. Stocker S. Frauen in der lokalen Politik und kommunale Wahlbeteiligung. Ein Fall für deskriptive Repräsentation? // Politische Vierteljahresschrift. 2023. Bd. 64, № 2. S. 269–292. https://doi.org/10.1007/s11615-022- 00434-2
  24. Каминченко Д. И. Особенности политического имиджа регионального лидера в интернет-пространстве // Вестник Пермского университета. Политология. 2021. Т. 15, № 3. С. 24–39. https://doi.org/10.17072/2218- 1067-2021-3-24-39
Поступила в редакцию: 
31.10.2023
Принята к публикации: 
25.11.2023
Опубликована онлайн: 
01.03.2024
Краткое содержание:
(загрузок: 0)