Известия Саратовского университета. Новая серия.

Серия: Cоциология. Политология

ISSN 1818-9601 (Print)
ISSN 2541-8998 (Online)


Для цитирования:

Перевозкина Ю. М., Тишкова А. С., Ганпанцурова О. Б. Специфика адаптации и навыков межличностного общения обучающихся // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Социология. Политология. 2020. Т. 20, вып. 2. С. 146-153. DOI: 10.18500/1818-9601-2020-20-2-146-153

Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 0)
Язык публикации: 
русский
Тип статьи: 
Научная статья
УДК: 
316.3

Специфика адаптации и навыков межличностного общения обучающихся

Авторы: 
Перевозкина Юлия Михайловна, Новосибирский государственный педагогический университет
Тишкова Альбина Сергеевна, Новосибирский государственный педагогический университет
Ганпанцурова Ольга Борисовна, Новосибирский государственный педагогический университет
Аннотация: 

В статье рассматривается специфика адаптации и навыков межличностного общения кадетов и школьников в подростковом возрасте. Адаптационные процессы представлены в социально-психологическом контексте вхождения в образовательное учреждение и рассматриваются как неотъемлемая часть межличностного общения. При этом в данной работе межличностное общение выступает в качестве непременного условия любых форм социальной и индивидуальной жизни человека, а также детерминантой любого вида совместной деятельности индивидов. Отмечено, что вырабатывать новые стратегии адаптационных и коммуникативных возможностей обучающимся помогают специфические индивидуально-ориентированные навыки межличностного взаимодействия. Особое внимание уделяется психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в современном образовательном пространстве, заключающемуся в стимулировании и мотивировании обучающегося к развитию индивидуально-ориентированных навыков общения, овладении коммуникативными умениями и дальнейшем их совершенствовании в процессе адаптации. Приводятся результаты исследования, направленные на выявление специфики межличностного общения и адаптации обучающихся (кадетов и школьников). В частности, в основе успешной адаптации лежат индивидуально-ориентированные навыки межличностного общения, которые ребенок приобретает в процессе взаимодействия со значимыми взрослыми, в семейной среде и в процессе обучения и социализации. Отмечено, что структурированность и организованность данного процесса может рассматриваться как наиболее действенный способ для раскрытия коммуникативной стороны общения по отношению к адаптации. 

Список источников: 

1. Парыгин Б. Д. Социальная психология. Проблемы методологии, истории и теории. СПб. : ИГУП, 1999.
2. Буршит Л. М. Формирование межличностных отношений воспитанников детского дома в разновозрастной группе как одно из условий их социальной адаптации // Психология и педагогика : методика и проблемы практического применения. 2011. № 21–1. С. 152–156.
3. Skills for Social Progress : The Power of Social and Emotional Skills // OECD Skills Studies. 2015. URL: https://www.oecd.org/education/ceri/skills-for-socialprogress-executive-... (дата обращения: 20.01.2020).
4. Зиновьева Л. В. Современные подходы психологического сопровождения в образовании // Вестн. психологии и педагогики Алт. госун-та. 2019. Т. 1, № 3. С. 45–54.
5. Соколова М. С. Теоретические аспекты рассмотрения коммуникативной адаптации // Изв. ВГПУ. 2012. № 8 (72). С. 8–11.
6. Giles H, Couplan N., Coupland J. Accommodation Theory : Communication, Context, and Consequence. N. Y. : Cambridge University Press, 1991.
7. Кашапов А. С. Социально-психологическая адаптированность студентов : проблемы и решения. Ярославль : Индиго, 2015.
8. Перевозкина Ю. М., Дмитриева Н. В., Перевозкин С. Б. Импазо-ролевое прогнозирование особенностей социализации в коммуникативной сфере подростков // СМАЛЬТА. 2015. № 4. С. 39–46.
9. Вислова А. Д. Формирование толерантности в межличностных отношениях в детском и подростковом возрасте (на материале Кабардино-Балкарской Республики) : автореф. дис. ... д-ра психол. наук. М., 2016.
10. Литвиненко Н. В. Динамические особенности социально-психологической адаптации школьников в критические периоды развития // Интеграция образования. 2007. № 3–4 (48–49). С. 178–181.
11. Румба О. Г., Марин А. П., Харитонова А. Г. Особенности внутреннего и внешнего проявлений социализации воспитанников кадетской спортивной школы Военного института физической культуры // Актуальные проблемы физической и специальной подготовки силовых структур. 2016. № 4. С. 47–56.
12. Карпов А. В. Метасистемная организация индивидуальных качеств личности. Ярославль : ЯрГУ, 2018. 
13. Монастырский В. А., Милованова Н. Ю. Адаптация учащихся к жизнедеятельности кадетского корпуса // Гаудеамус : психолого-педагогический журнал. 2006. Т. 1, № 9. С. 122–127.
14. Перевозкин С. Б., Перевозкина Ю. М. Взаимодетерминация учебной мотивации подростков кадетского корпуса и ролевой идентичности // Перспективы науки и образования. 2019. № 4. С. 225–235.
15. Федосеева И. А., Перевозкина Ю. М. Феномен патриотизма сквозь призму психосемантического пространства современной молодежи // Учен. зап. ун-та им. П. Ф. Лесгафта. 2017. № 2 (144). С. 303–311.