Известия Саратовского университета. Новая серия.

Серия: Cоциология. Политология

ISSN 1818-9601 (Print)
ISSN 2541-8998 (Online)


Для цитирования:

Гусев В. В., Кузьмин Е. А. Тенденции развития научно-образовательного пространства в современной России // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Социология. Политология. 2020. Т. 20, вып. 4. С. 383-387. DOI: 10.18500/1818-9601-2020-20-4-383-387

Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 0)
Язык публикации: 
русский
Тип статьи: 
Научная статья
УДК: 
37.014

Тенденции развития научно-образовательного пространства в современной России

Авторы: 
Гусев Владимир Владимирович, Поволжский институт управления имени П. А. Столыпина - филиал РАНХиГС при Президенте РФ, Саратов
Кузьмин Егор Алексеевич, Поволжский институт управления имени П. А. Столыпина - филиал РАНХиГС при Президенте РФ, Саратов
Аннотация: 

В статье рассматривается фундаментальное понятие «научнообразовательное пространство» как интеграция двух основополагающих сфер – науки и образования, с одной стороны, и территориального пространства нашей страны, с другой. Говорится о тенденциях развития научно-образовательного пространства, взаимодействии этого пространства с российской городской средой и провинцией. Исследуется проблема наращивания человеческого и интеллектуального потенциала территории. Рассматриваются не только положительные стороны интеграционных связей образования и территорий, но и противоречия, возникающие при взаимодействии основных акторов научно-образовательного пространства, в том числе противоречия элитарного и эгалитарного образования, концентрация элитарного образования в крупных городах, одностороннее взаимодействие крупных городов как центров научно-образовательного пространства и отдаленных территорий, сельской местности путем оттока перспективного населения, молодежи из провинции в крупные города. Приводится положительный опыт республик Татарстан и Башкортостан, где благодаря развитой промышленности, наличию рабочих мест с высокой заработной платой, сохранению имеющегося потенциала учебных заведений в провинции удается добиться процветания территорий и дальнейшего развития в них научно-образовательной сферы.

Список источников: 
  1. Об образовании в Российской Федерации : федер. закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 02.12.2019). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
  2. Сенько Ю. В. Экзистенциальные смыслы современного образования // Человек и образование. 2017. № 3 (52). С. 4–8.
  3. Головчин М. А., Соловьева Т. С. Уровень развития научно-образовательного пространства в регионах России // Экономические и социальные перемены : факты, тенденции, прогноз. 2012. Т. 23, вып. 5. С. 197–205.
  4. Пономарев Р. Е. Знания как результат обучения // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 20. Педагогическое образование. 2017. № 2. С. 95.
  5. Маланов И. А. Понятие «образовательное пространство» как педагогическая категория // Вестн. БГУ. Образование. Личность. Общество. 2012. № 1. С. 27.
  6. Кузовенкова Ю. А. Образование в контексте российской парадигмы «столица – провинция» // Молодой ученый. 2015. № 11.1 (91.1). С. 43–46. URL: https://moluch.ru/archive/91/19367 (дата обращения: 15.07.2020).
  7.  Набережные Челны (Татарстан) // Википедия – свободная энциклопедия : [сайт]. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/ (дата обращения: 15.07.2020).