молодежь

Сущность и содержание государственной молодежной политики в сфере патриотического воспитания молодежи (на примере Саратовской области)

В статье анализируются сущностные характеристики направлений реализации патриотического воспитания в сфере государственной молодежной политики в РФ. Изучается вопрос о недостатках данной деятельности. Делается вывод о том, что несмотря на предпринятые усилия и проделанную работу, современное состояние формирования патриотизма российской молодежи характеризуется как проблемное в силу продолжающейся трансформации ценностей и норм у молодого поколения, несогласованности работы органов власти, образовательных учреждений и СМИ.

Социологическая концептуализация патриотизма в ракурсе изучения эффективности молодежной политики

В статье анализируется концепт «патриотизм» как общественный и нравственный принцип, определяющий отношение граждан к своей стране. Рассматривается данное отношение в сложном комплексе чувств, знаний, ценностных ориентаций, установок, действий, обычно артикулируемых как любовь к Родине. Изучается процедура выявления в ходе социологического исследования эффективности молодежной политики индикаторов, свидетельствующих о наличии/отсутствии патриотизма.

Ценности российской молодежи в социальном и этнокультурном контексте (на примере фокус-групп в Саратовской и Самарской областях)

В статье представлен теоретический и эмпирический анализ феномена ценностей молодежи в контексте социальных и этнокультурных трансформаций российского общества. Результаты фокус-групп, проведенных с молодежью Саратовской и Самарской областей в возрасте от 18 до 35 лет, показали контексты проявления терминальных ценностей – семьи, здоровья, саморазвития, свободы и личностно-профессиональной самореализации, выступающих в качестве базовых ориентиров молодого поколения, и особенностей отношения к этнокультурным различиям. 

Современные социальные технологии конструирования государственной идентичности молодежи: потенциал образно-символической информации

Статья посвящена месту образно-символических элементов современного информационного пространства в процессе конструирования государственно-гражданской идентичности российской молодежи. Анализируются опасности, угрожающие данному процессу и связанные с «цифровизаций» современного общества.

Ценность справедливости в представлениях современной молодежи

В статье анализируются результаты онлайн-анкетирования (N = 519) и фокус-групповых интервью (N = 36) молодых людей (в возрасте от 14 до 35 лет), проживающих в Саратовской области. Автор обобщает ответы респондентов на открытый вопрос о том, как они понимают социальную справедливость. Выделяются и ранжируются ключевые элементы справедливости. Полученные результаты сопоставляются с идеологическими предпочтениями опрошенных.

Ценностно-идеологический фактор формирования у современной молодежи образа будущего России (региональный кейс)

В статье рассмотрены результаты социологического опроса по проблематике образа будущего в представлениях молодежи, проведенного в 2021 г. в Саратовской области. На основе анализа полученных материалов выявлено значение ценностно-идеологического фактора в формировании различных представлений желаемого образа политического и социально-экономического развития страны.

Теория и методология исследования культурной безопасности молодежи Юга России

Целью статьи является концептуализация понятия «культурная безопасность» в молодежной среде Юга России с учетом специфики поликультурного региона. Обосновывается многомерный конструкт исследования, в основе которого актуализированы принципы социоконструктивистского и социокультурного подходов, включающие положение неоинституционализма и социального интеракционизма.

Образ патриотизма и гражданско-патриотические ориентациимолодежи

В статье делается попытка определения структуры представлений о патриотизме и их влияния на гражданско-патриотические ориентации современной молодежи. Эмпирическую основу исследования составили данные анкетного опроса молодежи Тюмени в возрасте от 16 до 30 лет (N = 1364). При обработке данных использовались метод ранжирования, анализ таблиц сопряженности и кластерный анализ. В результате удалось выделить шесть однородных групп респондентов в зависимости от доминирующего в ихсознании образа патриотизма.

Динамика социального самочувствия саратовской молодежи: трудоустройство, ценности и опасения

В статье по результатам социологического мониторинга, проведенного методом анкетирования в Саратове в 2019 и 2020 гг. (объем вероятностной квотной выборки составил соответственно по 546 и 548 представителей молодого поколения), раскрываются основные параметрысоциального самочувствия молодежи, показана их динамика в условиях пандемии Covid-19. Выявлено, что в трудовой сфере в целом наблюдается относительная стабильность. Однако немного снизилась уверенность молодых людей в востребованности получаемой (полученной) ими специальности.

Политические стратегии молодежи: будет ли наша политика молодой?

В статье на материалах эмпирического социологического исследования отражены диспозиции, факторные модели выбора, жизненные стратегии в области политических траекторий современной российской молодежи. Приведена авторская типология политических диспозиций молодежи, показавших значимость политических устремлений в рангах жизненных ценностей. Определены проблемные вопросы в области реализации российской молодежной политики относительно поддержки политической активности и политической грамотности молодежи, развития ее электоральной заинтересованности и активности.

Страницы