Известия Саратовского университета. Новая серия.
ISSN 1818-9601 (Print)
ISSN 2541-8998 (Online)


mass media

Образ «чужого» в инфраструктуре российского города (на примере Челябинской области)

Цель работы – выявление критериев «образа» мигранта и «мигрантской» инфраструктуры, описание проблем межнациональных отношений, интеграции мигрантов из стран Средней Азии в российском городе (на примере городов Челябинской области).

Методологические ограничения анализа текстов средств массовой коммуникации

В статье рассматриваются основные методологические проблемы, с которыми сталкивается исследователь медиа-текстов, и предлагаются варианты их решения. В качестве таковых автор считает возможным использовать мнение кодировщиков, предварительно оговаривать отдельные спорные ситуации и учитывать сложившиеся принципы функционирования изданий.

Самоубийство в рамках современных теорий и концепций СМИ средств массовой информации

В статье представлен анализ теорий и концепций как зарубежных, так и отечественных авторов, изучающих социальные аспекты средств массовой информации. Отмечается значение различных научных направлений, в которых существуют свои собственные трактовки и представления. Все представленные теории так или иначе раскрывают социальную природу данного средства коммуникации.

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ПОЛИТИКО-ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ МЕДИЙНОЙ ГРАМОТНОСТИ

В статье рассматриваются отдельные положения ключевых правовых документов Российской Федерации (Конституции, Доктрины информационной безопасности и Концепции государственной информационной политики Российской Федерации), способствующие формированию медийной грамотности.

ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ МЕДИЙНОЙ ГРАМОТНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

В статье рассматриваются отдельные положения федеральных за- конов Российской Федерации («О средствах массовой информа- ции», «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправле- ния»), способствующие формированию медийной грамотности. Обосновано политическое значение медийной грамотности

Информационный суверенитет современного государства и основные инструменты его обеспечения

Статья посвящена исследованию понятия «информационный суверенитет» и основных средств его обеспечения. В статье раскрываются причины, обострившие потребность государства в формировании информационного суверенитета, выявляются основные составляющие последнего. Анализируются и концептуализируются понятия политики «информационного щита» и политики «информационного меча», рассматриваются различия между ними, ресурсы, необходимые для их проведения.

Транснационализация средств массовой коммуникации в процессе глобализации

Предметом данного исследования является транснационализация средств массовой коммуникации как явление, непосредственно связанное с процессом глобализации. На основе сравнения взглядов разных политологов анализируется место средств массовой информации и коммуникации в современном обществе в условиях перехода различных общественных отношений (экономических, политических) от уровней компетенции национальных государств на международный, наднациональный уровень.

Способы противодействия политическим манипуляциям в СМИ

В статье рассматриваются основные способы противодействия манипулятивным приемам, используемым СМИ в политических целях. Среди прочего автор обосновывает необходимость сопоставления информации из различных источников, проверки достоверности излагаемых фактов и оценки степени представленности в медиасообщении альтернативной точки зрения. 

«Волны» моральных паник в российском обществе 1990–2010-х годов: историко-социологический анализ

В статье приводится социологическое обоснование конструирования моральных паник в российском обществе 1990–2010-х гг. Используются статистические данные, а также вторичный анализ результатов социологических исследований: как изысканий других ученых, так и собственных авторских разработок. Автором определяются три «волны» моральных паник: 1990-е гг. (молодежные субкультурные движения – скинхеды, антифашисты, готы, рейверы); распространение западной культуры; гомосексуализм; пропаганда секса; наркотизм; «компьютеризация» жизни школьников); 2008–2010 гг.

Политическая культура современной российской молодежи в контексте медийной грамотности и влияния СМИ

В статье на основе анализа результатов опросов общественного мнения рассматриваются основные параметры отношения российской молодежи к политике. Автор характеризует медийную составляющую политической культуры молодых людей в контексте уровня сформированности их медийной грамотности и выделяет пессимистическую и оптимистическую тенденции в развитии данного феномена.

Страницы