Известия Саратовского университета. Новая серия.

Серия: Cоциология. Политология

ISSN 1818-9601 (Print)
ISSN 2541-8998 (Online)


Для цитирования:

Гаврюшина В. С., Трифонов Ю. Н. Идейно-ценностные основы государственной политики в сфере общего образования в контексте обеспечения образовательного суверенитета РФ // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Социология. Политология. 2024. Т. 24, вып. 3. С. 315-321. DOI: 10.18500/1818-9601-2024-24-3-315-321, EDN: PENFWM

Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 0)
Язык публикации: 
русский
Тип статьи: 
Научная статья
УДК: 
37.014.5
EDN: 
PENFWM

Идейно-ценностные основы государственной политики в сфере общего образования в контексте обеспечения образовательного суверенитета РФ

Авторы: 
Гаврюшина Вера Сергеевна, Тамбовский филиал РАНХиГС при Президенте РФ
Трифонов Юрий Николаевич, Тамбовский филиал РАНХиГС при Президенте РФ
Аннотация: 

В статье исследуются проблемы выработки идейно-ценностных основ государственной политики в сфере общего образования, являющихся необходимым условием обеспечения образовательного суверенитета Российской Федерации. Осуществлён критический анализ либеральной парадигмы, определявшей образовательную повестку в России в постсоветский период. Аргументируется необходимость качественного преобразования отечественной образовательной системы в рамках классической модели с учетом реалий современной информационно-технологической эпохи. Обосновывается, что при определении контуров национальной отечественной системы общего образования следует четко определить ее миссию и цели. Сделан вывод о том, что для достижения подлинного образовательного суверенитета и формирования национальной образовательной системы необходимо определить российскую цивилизационную модель образования с четко выраженным ценностно-антропологическим основанием. Показано, что актуализированную государственную образовательную политику следует реализовывать в единстве с политикой в сфере семьи, культуры, информации, молодёжи, межнациональных отношений, традиционных духовно-нравственных ценностей и др. 

Список источников: 
  1. Вилков А. А., Шестов Н. И., Абрамов А. В. Социальный запрос на будущее России в политических проектах и массовом сознании граждан // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 4. История. Регионоведение. Международные отношения. 2021. Т. 26, № 3. С. 108–122. https://doi.org/10.15688/jvolsu4.2021.3.10
  2. Добрынина М. В., Огородов Д. А. Формирование советской политики в области физкультуры, спорта и спортивного образования: идеологические основания // Вопросы политологии. 2021. Т. 11, вып. 11 (75). С. 3111–3122. https://doi.org/10.35775/ PSI.2021.75.11.014
  3. Смолин О. Н. Системные проблемы образования: трехлетний горизонт // Горизонты образования : материалы I Междунар. науч.-практ. конф. (Омск, 29–30 октября 2020 г.). Омск : Омский гос. пед. ун-т, 2020. С. 75–80. EDN: MSJPXJ
  4. Филипова А. Г., Высоцкая А. В. Образовательное неравенство в школе: от интерпретации понятия к детерминирующим факторам // Социальные исследования. 2018. № 2. С. 1–17.
  5. Багдасарян В. Э. Национальная педагогическая аксиология России и современные трансформации российского образования. Образование как формирование личности // Здоровье – основа человеческого потенциала: проблемы и пути их решения. 2019. Т. 14, № 1. С. 44–58.
  6. Патриарх Кирилл: «Школа без идеи – опасное явление». URL: https://ruskline.ru/news_rl/2014/09/01/patriarh_kirill_shkola_bez_idei_o... (дата обращения: 25.11.2023).
  7. Деловая программа Гайдаровского форума-2022. Будущее образование в России. URL: https://gaidarforum.ru/upload/GF2022_10.01_RUS.pdf (дата обращения: 25.11.2023).
  8. В. В. Путин провел 25.08.2021 года заседание президиума Государственного Совета по вопросу о задачах субъектов РФ в сфере общего образования. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/66451 (дата обращения: 25.11.2023).
  9. Черных С. И. Современный «разворот» российского образования: новые возможности или новые потери? // Менеджмент XXI века: экономика, общество и образование в условиях глобального социальнополитического шока : материалы XXI Междунар. науч.-практ. конф. / под ред. А. В. Колышкина, А. О. Кравцова, М. В. Жаровой, В. В. Тимченко (СанктПетербург, 23–24 ноября 2022 г.). СПб. : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2023. С. 51–53. EDN: KFXAZO
  10. Черных С. И. К вопросу о новой архитектуре российского образовательного пространства // Профессиональное образование в современном мире. 2022. Т. 12, № 4. С. 630–635. https://doi.org/10.20913/2618-7515-2022-4-2
  11. Встреча Президента РФ В. В. Путина с лауреатами и финалистами конкурса «Учитель года» 05.10.2022 г. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/ 69519 (дата обращения: 18.08.2023).
  12. Петросян Д. С., Лочан С. А. Социальная безопасность: образование и воспитание. Образовательновоспитательная система детско-юношеского туризма и краеведения России. М. : КноРус, 2022. 304 с.
  13. Семерник С. З., Капалыгина И. И., Лапа О. В. Образование в условиях трансформации современного социума: возможные сценарии развития // Научное мнение. 2022. № 7–8. С. 11–17. https://doi.org/10.25807/22224378_2022_7-8_11, EDN: UFELMH
  14. Сенько Ю. В. Экзистенциальные смыслы современного образования // Человек и образование. 2017. № 3 (52). С. 4–8.
  15. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации : указ Президента РФ от 02.07.2021 № 400 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2021. № 27 (ч. II), ст. 5351.
  16. Пленарное заседание Всемирного русского народного собора 28.11.2023 г. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/72863 (дата обращения: 29.11.2023).
  17. Кузьмин А. В., Трифонов Ю. Н. Становление и развитие системы среднего профессионального образования РФ: политико-административный аспект // Ученые записки Тамбовского отделения РоСМУ. 2022. № 26. С. 90–97.
Поступила в редакцию: 
17.04.2024
Принята к публикации: 
26.04.2024
Опубликована онлайн: 
30.08.2024
Опубликована: 
30.08.2024
Краткое содержание:
(загрузок: 0)