Политический сегмент медийной грамотности студенческой молодежи: вариант измерения
In modern science, attempts to measure media literacy / media competence are made from time to time. However, those who try to do it usually employ different theoretical premises, interpret phenomenon under consideration in their own ways, and, as a result, use various criteria for evaluations. Based on the analysis of more than hundred most oft-quoted (both in foreign and Russian scholarship) definitions of media literacy, the author offers his own conception of the term and puts forward the way it can be measured. While doing so, he stresses the importance of a political segment of media literacy, i.e. the ability to critically analyze and check credibility of politics-related media texts.
1 См.: Potter W. J., Thai Ch. Conceptual Challenges in Designing Measures for Media Literacy Studies International Journal of Media and Information Literacy. 2016. № 1. P. 27.
2 См.: Левицкая А. А. Медиакомпетентность и аналитическое мышление аудитории : социологические опросы последних лет // Медиаобразование. 2015. № 1. С. 30–42 ; Федоров А. В. Итоговая оценка медиакомпетентности студентов : анализ результатов тестирования // Медиаобразование. 2012. № 2. С. 48–51 ; Arke E. T., Primack B. A. Quantifying media literacy : development, reliability, and validity of a new measure // Educational Media International. 2009. № 46 (1). P. 53–65 ; Ashley S., Maksl A., Craft S. Developing a news media literacy scale // Journalism and Mass Communication Educator. 2013. № 68 (1). P. 7–21 ; Fedorov A., Levitskaya A. Comparative Analysis of the Indicators’ Levels of Students’ Media Competence Development in the Control and Experimental Groups // International Journal of Media and Information Literacy. 2016. № 2 (1). P. 16–37.
3 См.: Казаков А. А. Медиаграмотность в контексте политической культуры : к вопросу об определении понятия // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика. 2017. № 4. С. 78–97.
4 См.: Афанасьева В. В. Пять причин не быть российским либералом // Взгляд-инфо. 2017. 1 нояб. URL: http://www.vzsar.ru/blogs/3740/ (дата обращения: 12.06.2018).
5 См., например: Жижина М. В. Медиаграмотность как стратегическая цель медиаобразования : о критериях оценки медиакомпетентности // Медиаобразование. 2016. № 4. С. 47.
6 См.: Potter W. J. Theory of media literacy : A cognitive approach. Thousand Oaks, CA : Sage. 2004. P. 21.
7 См.: Федоров А. В. Итоговая оценка медиакомпетентности студентов : анализ результатов тестирования.
8 См.: Рыжих Н. П. Диагностика медиакомпетентности студентов педагогического вуза при выполнении творческого задания // Медиаобразование. 2012. № 1. С. 50–63 ; Федоров А. В. Обладает ли современная молодежь стихийно сформированным высоким уровнем медиакомпетентности? // Медиаобразование. 2014. № 2. С. 82–88.
9 См.: Фролова Е. В., Рябова Т. М., Рогач О. В. Медиакомпетентность преподавателей высшей школы : оценка навыков и технологий развития // Медиаобразование. 2017. № 4. С. 37–46.
10 См.: Текущее состояние и перспективымедиаграмотности населения РФ на основе национального мониторинга медиаповедения (2009–2013). Циркон, 2013 // Циркон, исследовательская группа. URL: http://www.zircon.ru/publications/sotsiologiya-smi-i-massovykhkommunikatsiy (дата обращения: 23.03.2018).
11 См.: Федоров А. В. Итоговая оценка медиакомпетентности студентов : анализ результатов тестирования ; Уровень медиаграмотности населения РФ : текущее состояние и перспективы изменения (на основе всероссийского мониторинга медиаповедения). Циркон, 2017 // Циркон, исследовательская группа. URL: http://www.zircon.ru/upload/iblock/ea5/maltseva-d-v-shubina-lv-voynilov-... (дата обращения: 23.03.2018).
12 Федоров А. В. Обладает ли современная молодежь стихийно сформированным высоким уровнем медиакомпетентности? С. 82.
13 Левицкая А. А. Указ. соч. С. 37.